– Это, действительно, жертвы. Надолго отрываешься от семьи. Сейчас снова уезжаю на пять месяцев. А потом будет отпуск 2 месяца, – начинает свой рассказ пинчанин Олег Шумигай.
– Понимаю, тяжело сорваться с насиженного места и уехать на заработки в чужую страну.
– Тяжело, но пришлось решиться на это. У меня двое несовершеннолетних детей, а учёба стоит немалых денег. В Беларуси я не смогу заработать столько, чтобы обеспечить их всем необходимым. По специальности я электроник. Вся трудовая деятельность связана с ремонтом сложного оборудования. Были времена, когда у меня была частная мастерская по ремонту сотовых телефонов. Я очень даже хорошо зарабатывал. Но ничего вечного нет. Постепенно жизнь менялась. В магазинах, в салонах сотовой связи телефоны стали продавать в рассрочку, ремонтировать испорченные стали реже. Заработки в мастерской стали подходить к уровню заводских. Пришлось закрываться и идти работать на аккумуляторный завод. Шесть лет отработал. Но наша жизнь такова, что зарплата почти не меняется, а уровень инфляции и цены растут быстрее. Перспективы для себя в Беларуси я не видел и решил уехать работать в Европу.
– Почему именно дальнобойщиком?
– Можно было работать электриком или электроником в той же Польше, зарабатывать 1200 евро в месяц. Но нужно заплатить за жилье, за питание… Оставалось бы совсем немного. Оторваться от семьи за такие деньги я не видел смысла. Поэтому решил, что дальнобойщик, который зарабатывает около 2 тысяч евро, мне больше подойдёт.
– Решиться на такое без опыта работы…
– У меня была категория В. Когда-то была и своя легковая машина. Пришлось учиться. Сначала на категорию С, затем – Е. Следует отметить, что в Пинской школе ДАСААФ к процессу обучения водителей относятся очень ответственно. Затем записался на курсы дальнобойщиков в Польше, на код 95, это лицензия на коммерческую перевозку грузов в Европе.
– Так просто…
– Если у человека права водителя категории С выданы до 2009 года, учиться надо всего одну неделю, если позже, как у меня, тогда – месяц.
– А как с работой?
– Когда ещё только учились, поехали на одну из фирм в городе Познань поговорить о возможном трудоустройстве. Нас вежливо приняли, всё рассказали, предложили заполнить анкеты. Позже оказалось, что это нас на работу так принимали. Мы даже не ожидали такого. После сдачи экзаменов оформили остальные документы, в частности, лицензии на грузовые перевозки по Европе. Через три недели я уже был стажёром у опытного водителя. Моя первая поездка была в Париж. На стажировку отводится месяц, после чего сдаёшь экзамен и работаешь самостоятельно. Водитель, у которого я стажировался, был из Киева. Мы объездили с ним всю Европу.
– Сколько продолжается рабочий день?
– 21 час. 18 часов за рулём, поочередно по четыре с половиной часа, и ещё три часа отводится на заправку, загрузку, выгрузку… Затем 9 часов отдыха. И снова в путь… После прохождения стажировки мне дали другую машину с грузом и отправили на Берлин. Уже одного.
– Кто в основном работает дальнобойщиками в Польше?
– В нашей фирме 80 процентов водителей – украинцы, в офисах – также преимущественно работают граждане Украины: и мужчины, и женщины. Есть среди водителей белорусы, узбеки, молдаване, грузины, русские. Поляков нет. У них другой образ жизни, другое мышление, они не хотят надолго оставлять семью. Польша динамично развивается, у них есть возможность неплохо зарабатывать дома.
– Всегда актуален вопрос питания и отдыха. Есть возможность в дороге своевременно подкрепиться и отдохнуть?
– Еду готовим сами. В машине имеется холодильник. Есть газовая плитка, электрочайник, сковородка, кастрюля, тушенка, макароны…. В основном стараемся закупать в Германии, там дешевле. Для одного человека места достаточно. И для него, и для его вещей. А вот для двух человек – маловато. Тем более, приходится ещё канистры с питьевой водой с собой возить.
– Пассажиров подбираете?
– Нельзя. Да их в Европе и нет на трассе. Есть водители, которые берут с собой в поездку своих жён. Но это только с разрешения руководства фирмы. Румыны, болгары постоянно ездят с женами. У нас на фирме есть экипаж из Бреста, муж и жена оба водители, вместе ездят.
– Как обстоят дела с зарплатой? Не обманывают?
– В нашей фирме в этом плане всё в порядке. 10-го числа каждого месяца аванс, 30-го – зарплата. Мне приходится общаться с водителями из других фирм, они, бывает, жалуются на своих работодателей.
Я доволен тем, что, в сравнении, с Беларусью, хорошо зарабатываю. Европейцы, конечно же, за такую же работу получают гораздо больше. Однажды в Швейцарии на заводе грузился стальной проволокой на Францию. Коллега из Словакии поинтересовался у меня размером заработной платы. Мне тогда платили 1800 евро в месяц. Ой, мало как, удивился он. Он европеец! У него другие запросы.
– Что от этой суммы в итоге остаётся для семьи?
– На текущие расходы уходит, примерно, 150 евро в месяц. В основном, на питание. Цены на продукты в Европе демократичные, как в Пинске. А пиво даже дешевле.
– Сегодня много белорусов, в том числе пинчан, работают в Польше дальнобойщиками. Многие планируют стать ими. Что бы вы посоветовали будущим коллегам?
– Очень важно успешно пройти стажировку. Не все водители хотят брать к себе в машину стажёра. Со стажёром тяжело ездить. Устаёшь. 21 час рабочий – 9 часов отдыха. Вот такие сутки двойного экипажа. Можно за рулем заснуть. Хорошо, что в таких случаях будит система слежения за полосами. Если у вас есть знакомый, который работает дальнобойщиком, попросите его помочь пройти стажировку. Если успешно пройдёте стажировку, всё у вас будет замечательно. И надо быть готовым, что зарплата у стажёра в районе 900 евро, а на руки около 550. Высчитают за страховку, прописку и т.д. И стажёр может быть сильно разочарован этим.
И надо быть готовым к тому, что работа дальнобойщика – это не туризм: где хочешь остановился, по магазинам прошёлся. И морально, и физически очень тяжело. Многие не выдерживают. У тебя есть рабочее время, расстояние, которое надо проехать. К тому же, в Европе очень мало мест, куда вообще на фуре можно подъехать к магазину.
– Но ведь жена, дети, наверное, просят что-то привезти из Европы…
– У нас есть такая возможность, когда мы едем в отпуск. После сдачи машины другому водителю мы несколько дней ещё находимся на базе, их в Европе много. И тогда можно пройтись по магазинам.
– Снова уезжаете на пять месяцев. Хватает сил физических и духовных на такой большой срок?
– Когда я только планировал стать дальнобойщиком, стал спрашивать в группах в социальных сетях: мне 59 лет, стоит ли начинать… Была на этот счёт бурная дискуссия в комментариях. Многие отговаривали. Писали, что меня в моём возрасте даже на работу не возьмут. А один украинец ответил так: «Если тебе уже 59, то не иди, а если тебе всего лишь 59 – иди». В Польше работодатель не смотрит на возраст, он смотрят на твои способности. Там не нужен человек с огромным опытом работы. Там нужен человек, который может эту работу выполнить. И я решил, что мне всего лишь 59. И пошёл. И не жалею…