23 ноября 2024, суббота15:20

Общество

Зомбированные до предела. Как в группы смерти вовлекают подростков и что нужно знать родителям

30 апреля 2017, 12:47

На сегодняшний день по Лунинцу выявили четверых детей, которые состояли в группах смерти. У двоих – мальчика и девочки – дело дошло до порезов на руках…

Детский врач-психиатр Владимир Головченко рассказал, на что следует обращать внимание взрослым и как вытащить своего ребёнка из виртуальной пропасти, которая может привести к реальной беде.

Одна девочка написала в своём дневнике:

«Если вы думаете, что подростки ведут ужасный образ жизни лишь в этих американских «сатанинских» фильмах, то вы конкретно ошибаетесь»;

«Конфликт поколений в наше время проявляется огромной стеной между взрослыми и не очень»;

«Первый раз ощущение пустоты жизни появилось у меня тогда, когда я поняла, что не справляюсь с теми ожиданиями, которые мне предъявляют окружающие».

Девочка учится в 10-классе. Средний бал – 8,3.

– В принципе, эти три фразы всё объясняют, – говорит специалист.

В чём суть «групп смерти»

– В конце 2015 года в социальных сетях появились, скажем так, странные игры. Люди, которые организовывали эти игры, выходили на подростков самостоятельно,  ориентируясь на записи в соцсетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и других. Чаще всего достаточно было подростку написать что-то депрессивное, например, «Жизнь – боль» или «Мне очень плохо», как буквально на следующий день в его социальных сетях появлялся «друг», как правило, неизвестный, который говорил: «ты не один» или «ты не одна такая», «мы тоже страдаем, мы такие, как ты, присоединяйся к нам». Учитывая эти три цитаты,  ребёнок как раз находился в положении социального изгоя в классе, но в то же время обладал достаточным интеллектом. Такой ребёнок с удовольствием вступал в контакт с этим незнакомым человеком, который разделял его горе, его переживания. Этот человек назывался куратором. Кто он такой? Обычно, такие люди не раскрывают себя никогда, – рассказывает Владимир Головченко.

Почему дети попадают в группы смерти

– Причины появления подростков в группах смерти: обычно это низкий социальный статус среди сверстников, семейные проблемы и в первую очередь – взаимоотношения с родителями, часто – это неполные семьи, – рассказывает специалист. – В группы смерти попадают дети достаточно умные, достаточно образованные, как правило, с хорошей успеваемостью, но обладающие некоторой слабостью характера. Те, которые социально зависимы, для которых очень важно мнение сверстников. Если это мнение не совсем удовлетворительное для них, то в поисках сочувствия и дружеских контактов подростки связываются с людьми, втягивающими их в подобные игры.

Первая стадия – стадия вовлечения

– Сначала ребёнку передавалась очень красивая музыка, серьёзные достижения музыкальной культуры, к примеру, Сен-Санс «Умирающий лебедь», или «Токата» Баха…. Ребёнку передавали те вещи, которые бы он вряд ли услышал в окружающей среде. Тем самым у ребёнка повышалась самооценка. Он мог что-то продемонстрировать своим одноклассникам, которые оказывались неподготовленными к этому. Публиковались, действительно, художественные достижения, произведения живописи, часто фигурирует картина Ф.Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына»…Часто показываются симпатичные пейзажи с депрессивным оттенком. Ребёнку постепенно становится интереснее там, чем с одноклассниками, которые его отвергают, а там он получает новые знания о живописи, музыке, культуре, те, которые недоступны другим. Это первая стадия, – говорит Владимир Головченко.

– Потом появляется интересные ролики из жизни вселенной, из жизни животных, и вот тут появляются киты. Обычно используются ролики из канала «Discovery» про горбатых китов. Горбатые киты – поют. И эти звуки, дополняясь ультразвуковыми частотами, которые человек не воспринимает, как правило, сопровождают любую музыку, любой ролик…

– Пост, с которого обычно всё начинается, звучит так: «А знаешь ли ты, почему киты выбрасываются на берег?» От отчаяния… Сейчас существует много таких групп. Не только киты уже. Но киты были первыми. Это группы «Синий кит», «Белый кит», «Тихий дом», «Хочу в игру»,  «f57», «f58». У двоих – мальчика и девочки – дошло до порезов на руках. У мальчика было нацарапано на руке «f57». Эти дети уже выполняли задания довольно высокого уровня,- говорит врач-психиатр. – Стараемся выявлять, мониторим социальные сети, но группы смерти растут,  как грибы. Под разными названиями они всплывают. Но везде присутствует депрессия, везде присутствует хорошая, но грустная музыка, везде присутствуют красивые пейзажи с животными, в частности, с китами. Самая популярная картинка в таких пабликах – это девочка, которая спит на спине  кита, а кит уплывает к звёздам.

Вторая стадия – «уровень оболванивания»

– На втором уровне ребёнок начинает получать различные задания: ребусы, где используются и руны, и алфавит иврита, и алфавит деванагари, которые ребёнок должен разгадывать. Я бы назвал этот уровень уровнем оболванивания. Естественно, древнеегипетские иероглифы, иврит, деванагари наш современный ребёнок не может понять. Но в этом случае, когда он сам не может разгадать ребус, всегда появляется куратор, который подсказывает ключ к разгадке. С помощью этого ключа ребёнок разгадывает ребус, и, тем самым, его самооценка значительно возрастает. Он уже начинает ощущать себя чем-то исключительным в сравнении со сверстниками, которые его отвергали. Он начинает ощущать себя более серьёзным, более глубоким, более пожившим. Это, скажем так, плата ребёнку за то, что он попал в эту группу. Ему группа платит повышением статуса.  Эти ребусы могут длиться достаточно долго, до тех пор, пока куратор не решит, что ребёнок не готов к третьему уровню, – говорит врач-психиатр.

Третий уровень

– Третий уровень игры – самый страшный и нехороший. Обычно он рассчитан на 50 дней. Здесь уже активнее используется практический гипноз. На этом этапе  ребёнок с каждым днём делает всё более и более серьёзные задания. Что интересно, на третьем этапе впервые этот ребёнок имеет возможность общаться с другими участниками этой игры. Куратор не показывается никогда вообще. А вот другие участники игры показываются друг другу и сообщают свои настоящие паспортные данные, демонстрируют свои настоящие фотографии. На этом этапе ребёнок уже не имеет права отказаться от игры. «Мы тебя раскрыли другим, и теперь ты не имеешь права раскрыть нас кому-то другому, кто не входит в нашу группу». Если ребёнок попытается вырваться, то обычно поступают угрозы: «Мы убьём тебя, твоих родителей…». Именно поэтому ребёнок категорически ничего не хочет говорить об этом, пытается защитить своих родителей и себя. Этих угроз бояться не стоит. Хотя на детей они могут выходить, взламывать аккаунты, доставать номера. Хакеры сидят достаточно серьёзные. Но ещё ни одного случая исполнения такой угрозы, насколько я знаю, не было. Был мальчик-шестиклассник, который сам пришёл к директору, когда понял, что дело заходит далеко. Всё рассказал. На следующий день, по его словам,  к нему на телефон пришла фотография его школы и даже его класса.

– В течение этих 50 дней ребёнок начинает общаться со своими кураторами ночью. Обычно приходит сигнал «разбуди меня в 4.20». Есть и группа с таким названием. На сонливого ребёнка легче всего оказать суггестивное воздействие, своего рода – гипноз. Ребёнок выполняет всё более и более серьёзные задания. Может порезать себе руки. Ему могут предложить съесть ложку толчёного стекла. Нарисовать кровью кита и так далее. Ребёнок потом показывает свои порезанные руки, ложку со стеклом, снимает на телефон и посылает. Проверка этого всего идёт. С этого момента, насколько я могу понять, к ребёнку приставляется какой-то наблюдатель.  Почему приставляется? Потому что в тех случаях, когда дети  кончали жизнь самоубийством, весь этот процесс был заснят на видеокамеру и выложен в сети. Ребёнок падает спиной вниз с 16 этажа, а кто-то это снимает. То есть, кто-то знает, что он сейчас упадёт, и всё это снимает и выкладывает в сеть.

– Дальше происходит интересное дело. Если ребёнок всё-таки упал и разбился, то он навечно остаётся в этих группах. Постоянно постятся его фотографии, под ними всегда изображаются свечки, сообщается, что это «победитель, который вышел из этого мира презренных», и «жди, мы придём к тебе, ты не будешь один там в звёздах» и так далее… Всё это напоминает викинга, который с мечом в руке ушёл в Вальгаллу. Принцип такой, что дети, которые раньше считались неинтересными, скучными, с которыми никто не хотел общаться, они в своих глазах резко возрастают. Они становятся самураями, викингами, которые выполняют свой долг до конца. Детям дают ощущение героизма. Отношения со сверстниками на этом уровне обычно никак не строятся. Ребёнок уже полностью там, в игре. Ребёнку это своего рода приглашение в рай. И когда он идёт на смерть, он знает, что его будут помнить, что его восхвалять, о нём будут грустить остальные члены группы. Это забитое, загнанное, загнобленное детское существо в своих глазах вырастает и становится героем и понимает, что оно будет в памяти. Ребёнку предлагают ареол героя в обмен на смерть, – констатирует врач.

– В чём проблема для государства? Не только в самоубийстве. Проблема заключается в том, что если с помощью интернета человека довели до готовности умереть, то значит, что его можно довести до готовности убить. И сегодня куратор может ему сказать «бросайся с 16-го этажа», и он бросится, а завтра куратор может сказать «взорви метро «Октябрьская», и он исполнит, – отмечает специалист. – Это распространяется на неглупых детей, с хорошей успеваемостю. Грубо говоря, это система выкашивать будущее нации.

Как понять, что ребёнок «застрял» в группе смерти

– Заметить признаки участия в подобных играх можно и до третьего уровня. Если родители и дети находятся в контакте (чего почти никогда не наблюдается, обычно – накормят, напоят, планшет в зубы – пожалуйста, сиди). Но если родители в контакте с детьми, ребёнок обычно делится ещё на втором уровне, когда он начинает понимать, куда его втягивают. Но зачастую родители не воспринимают это всерьёз. И ребёнок убеждается в том, что никому не нужен, кроме тех 150 звёзд, которые уже ушли (более 150 детей, участвовавших в подобных играх, покончили жизнь самоубийством. – Авт.). 

– Как заметить третий уровень, самый опасный?

– Во-первых, на руках, или на других частях тела ребёнка появляются порезы. Особенно страшно, если они складываются в какие-то буквы или символы. Кстати должен заметить, что девочки наносят эти порезы часто не только на руки, но и на паховую область (чтобы нельзя было раздеть и посмотреть, убедиться в этом), это надо знать. Преимущественно в подобных играх участвуют девочки, которыми никто не интересуется, которых никто не любит. Один мальчик на 6-8 девочек по статистике.

– Во-вторых, ребёнок становится тревожным, беспокойным, плаксивым без определённых причин. Почему? Это значит, что он уже получил свой срок. Ему уже сказали когда и во сколько, и где, и как…  Далее – ребёнок становится сонливым, потому что на этом уровне он общается только глубокой ночью. Если он попытается выйти днём, куратор его выключает, не даёт связи.  Также – часто в тетрадях, журналах, блокнотах ребёнка появляются мрачные сюжеты чёрно-бело-красного колорита. В частности, у одной из лунинецких девочек в альбоме было изображение симпатичной женщины, на плече у которой нарисован человеческий череп в неплохом техническом исполнении и нанесена надпись на английском языке на чёрном фоне, которая переводится как «Не для живущих, а для мёртвых». Или ещё. Эта же девочка вымазала себе стопы красной гуашью и оставила отпечатки на бумаге. Когда её спросили, зачем она это изобразила, она, стараясь скрыть свои связи с участием, сказала, что у них в школе проверяли плоскостопие. Хотя мы знаем, что это делается в детском саду официальным медработником, с фиксацией в журнале. Естественно, никакого плоскостопия в школе не проверяют, девочка так пыталась отвести подозрение. В первую очередь угрожают их родителям, и часто дети молчат до последнего, падают с крыш, именно потому, что не хотят чего-то страшного своим родителям.

– Следующее, на что следует обратить внимание, – символизм. Очень интересный.  В альбомах, черновиках, блокнотах могут появляться изображения бабочек, единорогов и различных видов китов. В восточной культуре бабочка – символ быстротечности жизни. Раньше самурай, перед тем, как совершить харакири, обычно писал предсмертное письмо и, как правило, оно звучало так: «Бабочка на снегу, знает ли она, что это её последний день». Единорог – восходит к Гарри Поттеру. Единорог – как символ возрождения после смерти. Киты – это уже дань традиции, потому что первая группа была «киты».

– Если у родителей есть доступ к постам ребёнка в его социальны сетях, то появляются выражения типа «наша юность избита навеки», «рождённые умереть», «жизнь – боль»,  то есть это – депрессивные, с глубокомысленным содержанием посты.

– Самая тревожная ситуация, это когда ребёнок берёт свою любимую курточку или кофточку, тщательно её стирает, выглаживает и больше её не надевает. Ни под каким видом. Она висит отдельно, на вешалке… Что это такое? Эта курточка – тоже дань традиции. Первая девочка, которая бросилась под поезд под воздействием групп смерти – Рина Поленкова. В тот день мама поругала её за грязную курточку, девочка постирала эту курточку, погладила её, подошла к рельсам, сложила аккуратно рядом с рельсами и написала «я оставила эту курточку для мамы, чтобы она обо мне помнила». Эта курточка – как белое кимоно самурая. Это как обряд парадного самоубийства. Я так думаю, что вся эта работа предназначена всё-таки не для самоубийства детей, а для того, чтобы подготовить армию послушных исполнителей, зомбированных до предела, – поясняет врач-психиатр.

Как спасать ребёнка

Владимир Головченко убеждён: – Единственное, как можно предотвратить такие вещи – вовремя обращаться к родителям, вовремя обращаться к педагогам, иногда помогают психологи, которые направляют к психиатру с подозрением на депрессию. Конечно, депрессии там обычно не бывает, в смысле психиатрическом, там бывает именно психологическая серьёзная проблематика.

– Что делать, если родители узнали, что их ребёнок состоит в группах смерти? Какие должны быть их дальнейшие действия?

– Дальнейшие действия могут быть только одни. Существуют нормативные акты, обязывающие педагогов, психологов, вообще – всех, включая правоохранительные органы, заметивших что-то такое, сообщать факты нам.

2-42-51 – телефон детского психиатра в Лунинце, по которому можно сообщить о подозрении на участие ребёнка в группах смерти.

– Мы стараемся детей не травмировать. Стараемся делать всё менее заметно для них, – поясняет специалист.

 


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com