10 ноября 2024, воскресенье07:41

Общество

Жители деревни Ольманы рассказали, что случилось на хуторе под Кошарой

25 июня 2021, 13:23

В Столинском районе завершены полевые поисковые работы.

В лесу у деревни Кошара Столинского района 52-й отдельный поисковый батальон Министерства обороны РБ в течение двух дней проводил раскопки. Стояла задача найти доказательства жестокого убийства фашистами безоружных людей в сентябре 1942 года. Военное преступление было совершено на большой православный праздник Воздвижение Креста Господнего.

Что случилось здесь 79 лет назад, Медиа-Полесью рассказали жители деревни Ольманы, знавшие историю трагедии по воспоминаниям своих родителей.

– Утром 27 сентября в Ольманы приехали немцы, оцепили деревню. Народ как раз гнал на пастбище скот. Животных за околицу каратели выпускали, а пастухов возвращали обратно, – рассказывает Анна Буян. – Всех людей выгнали из домов на улицу. И взрослых, и детей. Построили по семьям. Муж впереди, жена и дети – за ним. У немцев был готовый список с фамилиями, составленный кем-то из односельчан. Офицер его зачитывал, а переводчик переводил. Людей из этого списка выводили и сажали под забор. Одному парню, которого вывели вместе с отцом, удалось перепрыгнуть через ограду и убежать. Вдогонку ему стреляли, но не попали. Он остался жив. После этого мужчин из списка связали верёвками. А чтобы никто из них не пытался убежать, на их жён наставляли оружие, грозились тут же застрелить. Отобрали из списка 10 человек, положили на землю и расстреляли. И мужчин, и женщин. А дома их сожгли. Люди похоронили убитых односельчан в общей могиле. Сначала над ней стояли три деревянных креста, потом дети погибших выросли и поставили памятник из кирпича. Недавно районные власти заменили гранитным.

– Список фашистам составлял кто-то из местных. К кому-то партизаны в дом пришли, попросили покормить их. Разве откажешь? Недоброжелатели видели и докладывали немцам. Погубили невинную молодёжь, – вздыхает Анна Николаевна.

Сразу после событий в Ольманах каратели поехали в урочище Перов-гора, что вблизи деревни Кошара. Там на хуторе жила семья Павла и Агаты Ошуркевичей. Они были из Рубля. Перед войной многие жители этой густонаселённой полесской деревни покупали вблизи Кошары хутора и жили там, вели собственное хозяйство. То, что произошло в тот день на хуторе, люди узнали от их сына. Кирилл был совсем ещё ребёнком. Когда к ним нагрянули немцы, он пас коров недалеко от дома. Его заметили, гнались за ним, но мальчик сумел убежать в лес, забрался на дерево и оттуда видел, как горели их дом и хозпостройки.

Отца, мать и сестру Еву фашисты убили прямо во дворе. Мать, защищая своё дитя, прислонила девочку к себе, так их обеих насквозь проткнули одним штыком.

Узнали сельчане от Кирилла и возможную причину, по которой фашисты расправились с его семьей. Накануне на хутор заглянула группа измученных, израненных и голодных людей. Их было 11 человек. По всей видимости, это были военные. Перед тем, как появиться на хуторе, они проходили через убранное ржаное поле, принадлежавшее другим хуторянам. И натерли себе в ведро зерна из стоявших там снопов. Кто-то их заметил, проследил дальнейший путь следования и сообщил немцам.

Убежать от внезапно нагрянувших карателей измученные люди не могли, по убеждению подростка, их заживо сожгли вместе с постройками.

Кириллу и его старшей сестре Екатерине, которая в то время была уже замужем в Ольманах и жила под другой фамилией, потому и осталась жива, хоронить родителей и младшую сестричку помогали двое неизвестных мужчин. Предполагается, что это были люди, что сопровождали группу незнакомцев и оставили её на хуторе Ошуркевичей передохнуть. А когда вернулись, тех уже не было в живых. Кем они были, кто были их подопечные, никто не знает.

На могиле Павла, Агаты и Евы изначально стояли три деревянных креста, на месте былого дома Кирилл, уже будучи взрослым, в память об 11 незнакомцах, случайно оказавшихся на их хуторе и заживо сгоревших, установил деревянную пирамидку со звездой и табличкой.

Позже во время лесного пожара кресты и пирамидка сгорели. На могиле родителей и сестры Екатерина поставила один общий деревянный крест. В прошлом году Стружский сельский Совет заменил его полноценным памятником.

Вот что рассказала Медиа-Полесью Полина Гойко, внучка Павла и Агаты Ошуркевичей.

– Кирилл Ошуркевич – мой родной дядя. Я помню, как он приезжал из Волгограда и на колхозном дворе изготавливал деревянную пирамидку, звезду и табличку. На ней белыми буквами было написано «Без вести пропавшие». Я была уже большая, стала расспрашивать, что да как. И он рассказал, что на хуторе, где он жил с родителями и сестрой, остановились отдохнуть 11 человек. Это были военные. Немцы сожгли их заживо. Где именно они находились в момент трагедии, он точно не знает. Может, в доме, а может, в сарае. Он в это время пас коров. И когда за ним стали гнаться немцы, бросил животных и убежал в глубь леса.

По прошествии 79 лет с момента совершения военного преступления на хуторе у деревни Кошара встала задача установить личности погибших. В течение двух дней на месте былого хутора проводились полевые поисковые работы.

Однако, как сообщил Медиа-Полесью Михаил Поюта, работавший на месте раскопок совместно с представителями 52-го отдельного поискового батальона Министерства обороны РБ, ни человеческих останков, ни личных вещей в районе былых хуторских построек обнаружено не было. Лишь небольшие кусочки кирпича…

Полевые поисковые работы завершены, но работа с документами, свидетельскими показаниями продолжается, сказал он.

ПО ТЕМЕ:


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by