Ирине Бенько 54 года, она коренная пинчанка, воспитала сына и дочь. 20 лет отработала медсестрой в Пинском онкодиспансере. В 2012 году женщина сама столкнулась с диагнозом «рак».
О том, что онкология – это не приговор и как жить с этим диагнозом, Ирина Бенько рассказывает читателям Медиа-Полесья.
– Сейчас я работаю в детском саду медсестрой. А до этого, около 20 лет, проработала в Пинском онкодиспансере. Поэтому я представляла, что это такое, и знала, что рак излечим. Конечно, это тяжёлая болезнь. Но я часто встречаю людей, которые пролечились в Пинске и продолжают жить. Некоторые из них здороваются, а кто-то – нет, но я всё равно узнаю их.
Недавно Ирина увидела в магазине мужчину, который более 38 лет назад лежал в стационаре с диагнозом «онкология». Он хорошо выглядел, а ей стало приятно, что в этом есть частичка её нелёгкого труда медсестры.
Далее Ирина рассказала, как ей был поставлен диагноз «рак»:
– На медобследование я пошла случайно в 2012 году. Просто собиралась ехать работать за границу и мне посоветовали показаться медикам, чтобы залечить все болячки. Во время прохождения УЗИ щитовидки всё выяснилось. Делал процедуру знакомый врач, который сразу же сказал, что у меня рак щитовидной железы. Я ещё спросила у врача, может, это не рак, но он сразу отмёл все сомнения.
Несмотря на то, что Ирина имела множество положительных примеров, диагноз всё равно стал шоком для неё.
– Я, конечно, боец по натуре, но пришлось дома поплакать, побиться головой в стенку. Однако, я взяла себя в руки.
В жизни Ирина Бенько очень часто сталкивалась со сплетнями, поэтому, чтобы их предотвратить, решила рассказать о болезни своему окружению.
– Я на работе сразу сказала, что у меня рак, и детям сразу рассказала. Отец у меня в возрасте, поэтому, чтобы не расстраивать, ему ничего не говорила. Ну, ещё рассказала брату, чтобы помог в случае чего. Потому что я всё-таки готовилась к смерти. Этот диагноз и сама операция подразумевает разные исходы. И я рассматривала разные варианты.
На вопрос о том, стоит ли врачу сразу же объявлять о выявленном заболевании, Ирина не знает ответа. В идеале, считает Ирина, правильно делают во Франции. Там, когда сообщают человеку о диагнозе «рак», всегда присутствует психолог.
– Но у нас это пока невозможно, поэтому это такие своеобразные весы. Кому-то нужно рассказать о диагнозе сразу. Тем более, если не рассказывать, то человек сразу не начнёт лечение. А для кого-то это такой стресс, что впоследствии люди неадекватно себя ведут и выпрыгивают из окон. Хотя у них только 1-я или 2-я стадия болезни, и они могли бы жить после операции. Поэтому я не могу дать однозначный ответ на этот вопрос. Для меня было важно сразу узнать и всё разложить по полкам. 26 декабря мне поставили диагноз, а 2 января я уже лежала в больнице, мне сделали операцию.
Операцию делали в Минске, где очень хороший стационар. Хотя он и перегружен, все необходимые манипуляции были проведены профессионально.
– Психологический климат в палате мы создавали и поддерживали сами. К нам положили одну журналистку из Минска, так она всё время плакала. Так мы ей сказали, что в этой палате не ноют, а борются с заболеванием. Поэтому всё нытьё необходимо оставить за пределами палаты.
Операция прошла успешно, и Ирина начала смотреть на мир по-новому:
– У меня коренным образом изменилось отношение к жизни. Я рада, что осталась жива и могу радоваться каждому дню. Я стала ценить каждую минуту, ведь я практически поздоровалась за руку со смертью. Например, я могу идти по улице и петь себе потихоньку песенки.
– Диагноз «рак» меняет твою жизнь, – рассказывает Ирина Бенько. Надо по-другому питаться, двигаться, иметь позитивный настрой. Я, конечно, понимаю, что человек не бабочка и у него может быть плохое настроение, но стала относиться ко всему проще. Например, потеряла кошелёк, но это не самое страшное в жизни с моими проблемами.
У меня появились лучшие подруги, я стала вести активный образ жизни. Стала много путешествовать, а раньше бы пожалела денег на поездки. Но меня очень поддерживают дети в этом плане. «Мама, как это ты не поедешь?» – говорят они. У сына сейчас ремонт, но он всё равно помог деньгами для очередной туристической поездки.
Своим позитивным опытом преодоления проблем Ирина очень хотела поделиться с другими людьми. В голове у неё рождались проекты по оказанию помощи различным незащищённым гражданам, например бомжам.
В 2013 году в Пинск приехала Ирина Жихарь, которая сама перенесла онкологическое заболевание. Гостья из Минска провела встречу с местными онкопациентами и спросила, кто может заняться созданием организации, помогающей подобным людям:
– Я сразу же подняла руку, – рассказывает наша героиня. Так и получилось: наша группа поддержки онкопациентов «Искорка Надежды».
К ним стали приходить люди и приносить идеи – онкологию можно победить питанием, движением и хорошим настроением. И на встречах «Искорки Надежды» всё это и происходит:
– В прошлом году занялись скандинавской ходьбой. Это настолько всё интересно, но люди не всегда нас понимают. Одна бабушка увидела, как мы ходим со специальными палками и сказала вслед, мол, лучше бы лопаты взяли и огороды копали, а сама пошла бутылки собирать. Прохожие нас фотографируют, дети пытаются повторять за нами движения.
Группа организовывает творческие гостиные, мастер-классы по изготовлению различных поделок и кулинарные школы. В планах – создание группы аква-аэробики для женщин, которым удалили грудь, чтобы они не стеснялись раздеться, надевать купальники и показывать своё тело (это очень травматичная операция, после которой отекает рука, поэтому такие занятия необходимы для реабилитации).
Проведение психологических тренингов также практикуется на собраниях организации, которой руководит Ирина:
– Даже после перенесённой операции необходима помощь. Например, я знаю случай, когда одной девушке в 17 лет сделали операцию на щитовидке. Дети из её учебного заведения увидев шрам на шее, стали говорить, что она пыталась повеситься. Представляете, какой шок она пережила.
«Искорка Надежды» наладила связи с группами онкопациентов из других регионов Беларуси и за рубежом. Они, как бывшие однополчане, встречаются, переписываются, делятся проблемами. Ведь эти люди многое пережили:
– Мы с польскими «амазонками» встречались, общались с онкопациентами из Литвы и США. Они с нами делятся своим опытом в реабилитации. Недавно нам рассказывали об успехах дието- и фитотерапи – рассказывает Ирина.
За время существования «Искорки Надежды» образовался своеобразный «костяк» организации. Но активисты группы желают видеть новых людей:
– У нас в обществе присутствует онкофобия, эта болезнь считается чуть ли не заразной и она бывает от «чёрной кармы». Но, если тебе поставили диагноз «рак», то это не значит, что ты завтра умрёшь. Поэтому я и занимаюсь этой работой и даю интервью, – утверждает Ирина Бенько.
Конечно, число людей больных раком растёт. Но и процент выживших также очень большой. В «Искорку Надежды» приходят люди, которым диагноз был поставлен в 1978 году. Также есть пример, когда женщина уже готовилась к смерти, но она сейчас уже внуков замуж отдала.
– В Пинском онкодиспансере оказывают помощь на очень высоком уровне. Протоколы оперативного лечения одинаковые по всей республике. Аппаратура в операционной современная и молодые доктора – умные очень и развиваются, – уверяет Ирина Бенько.
Бывшие онкопациенты считают, что человек не должен оставаться один на один со своей болезнью:
– Очень важно, чтобы человек, которому сделали операцию и который прошёл курс химиотерапии, пришёл к нам и увидел, что мы живём. Ведь мы расскажем, как двигаться, что кушать, как себя вести. Ведь не ко всем придёт реабилитолог или специалист по ЛФК, поэтому онкопациенты должны сами проявлять инициативу.
Группу «Искорка Надежды» поддерживает руководство Пинского онкодиспансера: главврач Сергей Кожанович и заведующий поликлиникой Алексей Савич приходят на собрания и делятся своими знаниями. Чтобы не было гнетущей атмосферы, мероприятия проводятся в «нейтральном месте» в Территориальном центре социальной реабилитации.
– У нас много планов – говорит Ирина Бенько. Поэтому мы приглашаем всех на наши встречи. И желаем, чтобы к нам приходили не только онкопациенты, но и просто активные люди, чтобы просто пообщаться.
Связаться с Ириной Бенько можно по телефону: + 375 29 30 90 561 или по электронной почте: jarinka1009@gmail.com
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…