Что такое комплекс Мадонны и блудницы
Комплекс Мадонны и блудницы — это состояние, в котором мужчина делит женщин на две категории. Есть непорочные девственницы, которые созданы для роли жены и матери, преданные, верные, послушные и заботливые, так называемые хорошие девочки. На таких женятся. А есть раскрепощённые женщины, которые недостойны быть супругами, но зато с ними можно отправиться в сексуальные приключения.
Кажется, ну и что. Вероятно, с таким образом мышления мужчина просто проводит бурную молодость «не с теми». А потом встречает свою Мадонну и успокаивается с ней, любит её, заводит детей, живёт счастливо и умирает в старости в один день с избранницей. Вот только всё несколько сложнее.
Комплекс Мадонны и блудницы работает так, что мужчина неспособен испытывать полноценное сексуальное возбуждение в рамках серьёзных отношений. То есть секс в паре есть, ведь дети же откуда‑то берутся. Но как‑то всё не так и всё не то. Потому что жена оказывается фигурой, к которой такой мужчина относится с уважением, возможно, с заботой — и со скукой. Он может испытывать настоящую страсть только к «блудницам», решаться с ними на эксперименты, отпустить свои желания на волю.
Если для мужчины измена — табу, он страдает от того, что не может выразить свою сексуальность. Если нет, то он делает это на стороне, и сам, возможно, не мучается угрызениями совести. Но тогда несчастной оказывается уже жена. А сохранение брака — под вопросом. Не говоря уже о том, что женщину тоже могут не удовлетворять сексуальные отношения, на которые муж не очень‑то настроен. Если союз в итоге распадётся, мужчина пойдёт по тому же пути, потому что жениться надо на приличной, а заниматься сексом — с «неприличными».
Причём проявиться такое расщепление может и не сразу. Бывает и так, что пара начинает отношения, у них всё хорошо. Но чем плотнее женщина входит в роль жены и матери, тем меньше к ней желание. Потому что «она же этими губами детей целует».
Откуда берётся комплекс Мадонны и блудницы
Изначально это явление описывал Фрейд. По его мнению, так происходит из‑за незавершённости двух начал: нежности и либидо. Нежность по отношению к женщинам начинает формироваться с первых лет жизни и направлена, например, на мать, на сестру. Позднее развивается либидо, и человек сталкивается с тем, что по отношению к близким женщинам сексуальный интерес проявлять нельзя. Но можно к тем, к которым такой нежности нет. Если бы всё пошло по плану, то процесс слияния завершился бы, и мужчина жил с осознанием, что к одной и той же персоне можно испытывать и нежность, и сексуальный интерес. Но всё замирает в точке, когда это несовместимые желания, которые можно направить только на разных дам.
Но есть и более предметные, социокультурные объяснения, которые отчасти подтверждаются разным отношением к девственности у разных народов. Всё же большая часть человечества выросла под влиянием норм религий, в которых женщины представляются либо как сначала девственницы, а потом порядочные матроны, что оценивается положительно, либо как блудницы. Соответственно, и отношение к женщинам в зависимости от их взглядов на секс различается. Ту, что привлекает физически, вроде как грешно любить духовно. А образец чистоты не обязательно вызывает желание.
К тому же, когда говорят о комплексе Мадонны и блудницы, часто священную любовь, уважение и нежность противопоставляют телесному влечению. То есть Мадонна как будто возносится на пьедестал. Но с точки зрения социокультурного подхода это не обязательно так. «Жениться надо на приличной» — это ещё и общественно одобряемый троп. То есть важно, чтобы дома была непорочная — а то «что пацаны на районе скажут?». Уж что там она думает и чувствует, не имеет такого значения.
Причём это не то чтобы свежее явление, на что намекает культура гетер в Древней Греции или гейш в Японии. И это не только про секс. И гейши, и гетеры — образованные девушки, которые умели развлечь, поддержать беседу, утешить. Ещё они были по общим меркам независимыми, и им позволялось больше, чем женщинам в среднем. Первые считались жутко неприличными, конечно. А вторые вели хозяйство, рожали и считались порядочными.
Научные работы показывают, что разделение женщин на мадонн и блудниц свойственно мужчине тем сильнее, чем больше он поддерживает патриархальную картину мира. Причём исследования проводились в США, Германии, Израиле, и везде была отмечена явная корреляция между этими двумя вещами.
В рамках социокультурного подхода обычно не используют слово «комплекс», явление называют дихотомией Мадонны и блудницы. Потому что отношение к женщинам не обязательно результат детской травмы. Это также результат навязывания стандартных гендерных ролей.
При этом чем сильнее мужчина одобряет дихотомию Мадонны и блудницы, тем более ему свойственно отказывать женщине в праве на сексуальное удовлетворение. Согласно исследованиям, такой человек также часто полагает, что и другие мужчины относятся к женщинам с меньшим уважением и в случае полового контакта не будут использовать презервативы.
Дихотомия часто подпитывается на протяжении всей жизни. Например, в детстве отец ушёл к любовнице, так это она блудница, а мама — святая женщина, себе такую же супругу стоит искать. Или наоборот: мать покинула семью, значит, жениться надо на другой, на «порядочной». Бросила яркая девушка — ну это шлюха потому что, сам‑то наш герой — хороший парень, так что приличная бы осталась.
При этом для мужчины это означает более низкую сексуальную удовлетворённость в романтическом союзе и, в свою очередь, более низкую удовлетворённость этими отношениями в целом.
Что делать с комплексом Мадонны и блудницы
В идеале стоит обратиться к специалисту — психологу или даже психоаналитику. Потому что мужчине предстоит пройти долгий путь:
- Разобраться со своими желаниями и чувствами. Что он испытывает и почему. Какие события могли стать этому причиной.
- Осознать, что люди сложнее, чем просто «плохие» и «хорошие».
- Принять, что женщины тоже люди и тоже сложные.
- Начать относиться к сексу не как к чему‑то грязному и греховному, а как к части жизни.