Почему человека похоронили за пределами сельского погоста? Кем он был? А ведь помнят о нём. Крест повязан полуистлевшим от времени рушником, кованная ограда украшена ещё не выгоревшими на солнце искусственными цветами.
Читаем: «Дворянинъ Иванъ Францевичъ Качановскiй. Род. въ 1865 г. Ум. 27 окт. 1912 г. Благодарные жена и дети».
И вопросов становится ещё больше. Почему дворянина похоронили за церковной оградой? Неужели самоубийца?
Ответ находится в беседе с пинским пчеловодом Николаем Качановским. Оказывается, это он ежегодно приезжает в Дубой и меняет цветы на захоронении своего однофамильца. Из уважения к древней шляхетской фамилии, древнему шляхетскому роду, к которому принадлежит и сам.
– Это одиночное захоронение в деревне Дубой я впервые увидел 17 лет назад, – рассказывает Николай Николаевич. – Тогда оно находилось ещё в окружении пяти сосен. А спустя месяц мне из Польши передали письмо. На конверте было написано: «Пинск. Качановскому».
– Качановских в Пинске много, но человек, который привёз письмо, решил, что оно адресовано именно мне, поскольку я интересуюсь историей полесского края и своей родословной. И не ошибся. Автор письма, а им оказалась племянница покойного дворянина Ивана Францевича Качановского из деревни Дубой, жила она в городе Зелена Гура, рассказала подробности смерти своего дяди.
Осенью 1912 года Иван Францевич перевозил сено. Удивляться этому не стоит. Шляхта в то время была разная. Одни были богаче, другие – беднее. Но все они работали на земле, жили натуральным хозяйством. Так вот, вспотевшему от работы Ивану Францевичу захотелось пить, и он напился холодной воды прямо из полыньи. Зимы были ранние и морозные. В результате получил воспаление легких и вскоре умер. А почему похоронен в стороне от всех? Ответ на этот вопрос следующий. Прежде на этом месте находилось родовое кладбище Качановских. Племянница Ивана Францевича рассказала мне, что в 70-х годах прошлого века она приезжала в Дубой. Тогда, помимо могилы её дяди, рядом были следы и других захоронений. А потом по ним прошелся трактор с плугами, к сельхозугодиям местного хозяйства прибавилось несколько сот квадратных метров пашни. Могилу дворянина Качановского не тронули. И памятник, и ограда далеко не в ветхом состоянии и простоят не одно десятилетие…
Такая вот история. Если у читателей есть что добавить, пожалуйста, напишите.