Давно и всем известно ─ секс хорошо продается и еще лучше продает. Даже в глянцевой прессе был затяжной период, когда издатели требовали в выносах каждой обложки, так или иначе, упоминать слово sex.
Потом секс стал вариабельным — яркий пример это рекламная кампания какого-нибудь Тома Форда, где объяснять ничего не надо, и, скажем, рекламная кампания Celine времен Фиби Фило, где секса было хоть отбавляй, но понимал его только истинный «филофил».
В парфюмерии секса как нигде много: явного и скрытого, громкого и тихого, развратного и в миссионерской позиции. Более того, есть конкретные ноты и целые композиции, которые в узких профессиональных кругах считают дико сексуальными. Мы не утверждаем, что это так на все 100%, но точно считаем это дружеской подсказкой, с чего поиски секса могли бы начаться. Но вот вам самый яркий пример, что мы ничего не решаем: духи с говорящим названием S-ex, который я вожделенно караулил в Collette, на деле и вправду оказался сексом — только унылым, стерильным, быстрым и, естественно, безопасным; а вот гениальный Terre d’Hermes, к которому я был полностью равнодушен с момента его создания в 2006 году, летом 2018-го устроил мне такую кутерьму в голове, душе и сердце, что я отхожу до сих пор.
Креативный директор Amouage Кристофер Чонг: «Сексуальное желание всегда связано с запахом тела — в частности с секретом, который выделяют потовые железы. Когда говорят о сексуальном притяжении, часто используют выражение „химия тела“. Именно за такую химию в ответе летучие соединения из пота человека. Но пахнуть в буквальном смысле совсем необязательно, чтобы запустить реакцию. Часто ситуацию усугубляют ароматические вещества извне. Например, на мужской коже творится что-то невероятное с нотой тмина. Есть в ней нечто первобытное, сырое, грубое и непредсказуемое»
«Для женщин я бы выделил ноту черной смородины (ягод и листьев). Несмотря на ее некоторую безобидность, правильно дозированная нота в умелых руках может быть сексуально-коварной, а в случае верной химической реакции на коже и вовсе открыть похотливую сторону, о наличии которой вы даже здесь не догадывались».
Один из основателей Ex Nihilo Бенуа Вердье: «Репутация сверх секса намертво закрепилась за анималистическими нотами циветты, кастореума, амбры и мускуса. Это секреты желез сексуально активных животных, которые их выделяют в самых разных ситуациях — от страха и самозащиты до соития и проблем с пищеварением».
«В натуральном виде все эти вещества теперь запрещены, но с помощью химических технологий все они распознаны, расшифрованы и синтезированы. Каждый из них, добавленный в той или иной мере в парфюмерную композицию, привносит свой «грязный» оттенок».
«Нечто подобное удалось выделить и у растений. Среди нескольких сотен компонентов в цветках жасмина числится гедион — он оказывает влияние на ту часть мозга, которая отвечает за сексуальное возбуждение».
Венсан Рикор, парфюмер бренда Haute Fragrance Company: «Лично для меня самые захватывающие запахи это всегда мускус и белые цветы. Возможно потому, что они напоминают мне о моей жене… Каждый раз наедине мы зажигаем свечи с ароматом жасмина, флердоранжа, магнолии… И если я дарю ей букет, то он почти всегда состоит из белых цветов».
«Если абстрагироваться и забыть о жене (но только совсем чуть-чуть!), то вся анималика крайне сексуальна. Учитывая их происхождение, все ноты несут отпечаток природы и низменные потребности. Людей и животных многое объединяет, наверное, поэтому этот сложный механизм восприятия запахов так легко работает».
Парфюмер Марк Бакстон считает данный момент тонким и индивидуальным, ведь секс, как таковой, запаха не имеет: «Что-то неосязаемое витает в воздухе, при этом сильно различаясь от пары к паре. Что уж говорить, если даже внутри одной пары ЕЕ секс и ЕГО секс „пахнут“ очень по-разному. Мне кажется, что там точно есть вещества, пахнущие мускусом, чем-то животным, туберозой, кумином, влажным персиком, розой и имбирем. Взять и смешать все эти компоненты в поисках того самого секса невозможно: роль играет дозировка, сочетаемость, температура тела, настроение и много всего другого. Если говорить о композициях, то в потребительских опросах часто лидируют шипры и несладкие восточные ароматы — они заводят и соблазняют чаще остальных» (читайте также: Парфюмерный этикет: какие ароматы где и когда уместно носить).
Парфюмер Пьер Гийом: «Не устаю восхищаться, как парфюм нас совершенствует, делает привлекательным и соблазнительным в глазах других легко, непринужденно и бессознательно. Выбор духов как выбор одежды. Там, где одежда должна быть в гармонии с фигурой, парфюм должен соединиться с кожей, а не просто покрыть ее. Я не люблю духи, которые стирают личность человека. Когда „как“ уступает место „чем“, магия парфюмерии теряет свое истинное предназначение. Кстати, встречаются люди, у которых свой естественный запах невероятно красив, я называю его skin flower. Это ювелирный баланс чистых естественно-грязных нот, который под силу смешать только природе. К чистым нотам я отношу мускус, в моей марке Parfumerie Generale есть аромат, где сочетается семь разных мускусов. Добавив к ним пудру, молоко и белые цветы, получился до тревожного естественный запах чистой человеческой кожи — что может быть сексуальнее этого?»
«Грязные в помыслах ноты это почти всегда анималика — жадная, зрелая, агрессивная. Как вы знаете, все эти ноты натурального происхождения под строжайшим запретом использования. Я люблю использовать в работе абсолют какао, который парфюмеры называют растительной циветтой — компоненту свойственна та самая грань вседозволенности, только без страдания зверька в угоду нашим желаниям».
Основатель марок Attache-Moi и SLM Sous le Manteau Оливия Брансбур: «Забавно, что гурманские ароматы, которые так и хочется съесть, работают на уровне „нравится — не нравится“ и „вкусно — не вкусно“, не вызывая никаких сексуально-навязчивых идей. Поэтому делаем вывод, что сладкое это враг не только фигуры. Ни один компонент, снискавший славу афродизиака, не является сладким. Пряным да, кожаным да, пудровым да. Даже ваниль бедняжка, которую большинство считают сладостью, на самом деле является пряностью».
Основатель марки L’Orchestre Parfum Пьер Гюген: «Духи всегда благоволили зависимости, также как секс и музыка. Только представьте, что выйдет, если объединить всех троих вместе! Первый сексуально-озабоченный компонент, который приходит мне в голову — это тмин. Он пахнет как человеческая кожа в момент оргазма — грязно, дико и очень красиво. Грязнее только пахнет древесина уда — поверьте, ничего прекраснее и физиологичнее вы в своей жизни не нюхали».
«Притворяясь белыми и пушистыми, едкая тубероза и прозрачный белый мускус на самом деле вытворяют на коже невероятные трюки. Недавно я использовал в работе новый ингредиент, который пахнет белоснежными хрустящими простынями, которые вот-вот превратятся в зверски помятое поле боя».
Основатели MEMO, Hermetica и Floraiku Джон и Клара Моллой: «Секс, как и все вещи в жизни, имеет свой неповторимый запах. Даже абстрактная любовь имеет запах, так как обуреваемые вами чувства влияют на тело и происходящие там взаимодействия. Как парфюмеров, нас, конечно, волнует этот воображаемый запах. Если говорить в теории, то это могло бы быть что-то теплое, липкое, влажное, светлое и темное одновременно. Если говорить предметно, то это, вероятно, кожа идеальной выделки или ваниль. Пожалуй, в этих нотах, как и в сексе, есть особенная алхимия, сочетание инь и янь, за и против, плюса и минуса».
Основатель бренда VERDUU Александр Ботов: «Если у парфюмера получится запах секса, то это будет очень сложная формула — созданная из чего-то неосязаемого по памяти, когда что-то оставило незабываемое впечатление. Я бы рискнул предположить, что различаю в нем аромат кожи, покрытой мурашками, немного мыла. Он однозначно животного происхождения, но мягкий и местами светлый».
Сооснователь бренда Parle Moi de Parfum Бенджамин Альмерак: «Сексуальная привлекательность — это те еще дебри из разума и личных вкусов. Ведь вас, скажем, может увлечь аромат, который все остальные сочтут дурым. Или вообще не среагировать на тот запах, в сторону которого все повернутся и сломают головы. Конечно, те или иные аккорды работают в сексуальной зоне более наглядно, например, яркие цветочные ноты, шипр, избранная древесина, кофе…»
«Секс обманчив: есть масса ароматов, которые визуально или концептуально замешаны на сексе, но композиции к сексу, если разобраться, никакого отношения не имеют. Когда бренд сексуальнее самого запаха — вполне себе нормальная ситуация на парфюмерном рынке. Часто сексуальным становится новый и неизбитый ингредиент. Реакция также может быть очень разной: кто-то воротит нос, а кто-то называет шедевром. Для меня шипр есть и остается классикой секса. Долго носимый по жизни мужчинами, я считаю, что нет ничего сексуальнее, если в шипр спрячется женщина, особенно с далеко идущими намерениями».