Настоящий учитель, надёжный друг, одарённый исследователь, хороший семьянин – что может быть важнее для простого человека? Не буйного, не ищущего славы и богатств, вечно мечущегося между вчера и завтра…
Через всю жизнь Иван Иосифович Калоша (1929-2010) пронёс трепетное отношение к этим ценностям. К сожалению, как зачастую бывает, отпущенного судьбой времени оказалось мало, чтобы завершить все дела, но предостаточно, чтобы оставить светлую память. Быть может, его ученики довершат начатое, а пока вернёмся в начало…
Не был полешуком, а о крае знал больше, чем местные
По сей день для многих знакомых, коллег Ивана Иосифовича становится открытием, что он родился в деревне Нагорное Барановичского района, а не на Полесье. Они искренне удивляются, резонно приговаривая: «А столько много знал о Пинщине и столько сделал для Пинковичей, что и не спрашивали, где он родился».
Калоша интересовался каждым уголком страны, где ему выпало поработать, но так получилось, что в Пинск он приехал в 1960-е года и до пенсии трудился учителем белорусского языка и литературы в Пинковичах.
Своё Нагорное никогда не забывал. В середине 1990-х годов издал книгу истории родной деревни. Населённый пункт уже тогда вымирал, а теперь там проживает около пяти десятков земляков. Они помнят Калошу и хранят ту самую брошюру.
Учитель от Бога повлиял на самосознание министра Беларуси
После окончания пединститута, Калоша некоторое время работал в школе деревни Снов Несвижского района. Это короткий период в биографии и, казалось бы, что может сделать сельский учитель? Деревня, обыденность, набирайся опыта и делай карьеру дальше.
Молодой учитель, склонный тогда к поэзии, краеведению и традициям, полностью раскрывается перед воспитанниками. Это производит колоссальное впечатление на школьника Толю, который в будущем станет министром информации и культуры, дипломатом, писателем Анатолием Ивановичем Бутевичем.
«Любопытство к истории рождается не только из учебников. Я почувствовал тягу в школе, – из воспоминаний Анатолия Бутевича. – Учился сначала в Великолипской восьмилетке, а потом в Сновской средней школе. Так вот, в Снове были отличные учителя и, в первую очередь, преподаватель белорусской литературы Иван Иосифович Колоша и черчения Петр Иванович Позняк. Они были заядлые краеведы, сами одержимые историей, и нам эту любовь привили на всю жизнь. В школе существовала традиция походов. Во время их мы собирались в лесу, где были разные соревнования на знание истории, туристические задания. Летом садились на велосипеды – и по району, своему или соседнему. Понятно, что с учителями Калошей и Позняком. Собирали легенды, мифы, исторические артефакты».
Работая в Снове, Калоша впервые выступил с краеведческими заметками в местной прессе, это стало началом исследовательской деятельности. После Снова был ещё короче период работы в Лемешевичах Пинского района, и уже вскоре Пинковичи приняли инициативного учителя.
Уроки и поэзия под мелодию скрипки
Всё, что с собой на Пинщину взял Калоша, – скрипка и наработанный опыт. В Пинске обучился игре на инструменте, чтобы приучать к искусству воспитанников. Его уроки не проходили, а пролетали. Стихи, рассказы под скрипку завораживали неугомонных детей и легко запоминались.
«Помню открытый урок районного значения, – рассказывает директор пореченского Народного музея имени Евгении Янищиц Антонина Павловна Сидорук. – Иван Иосифович берёт скрипочку и всё, как прошло время, ничего не ощущается. Урок льётся, знания вместе с мелодией. Это талант! Скрипка – его душа. Вообще мы всегда держались вместе на всех собраниях педагогов у нашего начальства. Доказывали свою точку зрения, лоббировали интересы. Нас объединяло ещё и то, что он занимался музеем Колоса, а я – Янищиц».
В Пинковичах Калоша проработает учителем более 20 лет и 13 лет директором литературно-краеведческого музея имени Якуба Колоса. За это время для местных он стал абсолютно своим. Любовь и уважение были взаимными.
При школе организовал кружок поэзии «Молодые классики». В нём занимались ученики, которые хотели попробовать себя в лирике. Воспитал десятки победителей олимпиад, конкурсов чтецов. Его ученики постоянно участвовали в праздниках деревни, мероприятиях, посвященных Якубу Коласу.
По собственной инициативе подготовил несколько стихотворных альманахов детского творчества. Понятно, не все авторы-новички стали писателями. Ведь не это главное. Важно то, что им привили любовь к слову, к искусству.
Из «Молодых классиков» выросла белорусская исследовательница, доцент БГУ, литератор Любовь Константиновна Тарасюк (1953-2006). Раскрыть талант помог заботливый учитель.
«Однажды пришёл в школу. Встречаю Ивана Иосифовича Калошу, а он отводит меня в сторонку, – из воспоминаний Константина Тарасюка (1925-2014). – Аккуратно, но с таким трепетом, говорит, что моя дочь склонна к поэзии, к науке, мол, не отталкивайте её от этого. Это её, она найдёт в этом себя и будет нам благодарна. Так всё и сложилось! Калоша занимался с ней и после уроков, всегда при встрече говорил ему искренне, от всего сердца – спасибо!».
В Пинковичах знания от Ивана Калоши получили сотни детей, которые по сей день помнят своего любимого скрипача…
От уголка до музея Якуба Колоса
К исследованию Пинковичей Иван Иосифович приступил сразу же по приезду. В 1964 году при его участии в школе появился уголок Якуба Коласа. С этого времени идёт сбор воспоминаний, легенд, местных традиций. Нелёгкий труд, требующий уйму времени. На помощь приходят ученики, коллеги. Активно помогает учитель истории Николай Владимирович Новик (1921-2010). Бесконечные поездки, командировки по архивам, переписки и встречи с родственниками Коласа, а также сотни записанных воспоминаний дали результат.
Факты, полученные в результате исследований, получились такими колоссальными, что позволили параллельно издать несколько брошюр и опубликовать ряд статей о Пинковичах. Одна из любопытнейших брошюр «Воспоминания Марии Хихлюк». Кроме этого, Калоша подготовил «энциклопедию Пинковичей», так он называл рукопись подробной истории поселения. К сожалению, издать не сумел. Не хватило средств и отпущенного судьбой времени.
В ноябре 1990 года в Пинковичах состоялось торжественное открытие литературно-краеведческого музея Якуба Коласа. Без прикрас будет сказано, что Калоша вложил в музей душу. До 2003 года являлся директором учреждения, проводил экскурсии. Всё также звучала скрипка…
«Что чувствует мать, когда у неё забирают сына? То же чувствую, и я», – таким был ответ на вопрос автора этих строк Калоше, каково ему покидать музей. Да, конечно, ему было уже за 70 лет, но человек жил этим, а после начал увядать. Есть ряд профессий, где понимания пенсии не должно быть в помине.
«Конечно, пенсия его подкосила, хотя считается, что это почётный, заслуженный отдых, но ему работа была отдыхом. Тем боле, что это его детище, я его понимаю, – поделилась Татьяна Хвагина, автор ряда популярных изданий о Пинске. – Но всегда и всему есть конец. С этим он явно не смерился и закрылся в себе. Как бы то ни было, он создал музей, и это поистине великое дело. Знаете, бывают музеи огромные, такие богатые, но там нет того, что удалось Калоше. Особая атмосфера, душа создателя в нём».
Светлым осенним днём 2010 года скрипка Иван Иосифовича умолкла…
Так почему забытая мелодия?
Несмотря на то, что Калоша внёс значимый вклад в образование и культуру Пинщины, что его помнят сотни учеников, саму память о нём пока не увековечили.
«Правильным будет, если в Пинковичах появится улица Ивана Калоши, а в музее при школе создадут отдельный уголок, – говорит Татьяна Хвагина. – Такие личности – не герои времени, они не вершат архиважные дела и не создают гениальных вещей, но на таких людях держимся мы и весь мир».
Остаётся надеяться, что мелодию сберегут и продолжат.