Тамара Васильевна Сыцевич ставила штампы в паспорта тех, кто женился в Лунинце с 1975-го по 1995-й.
Сейчас Тамаре Васильевне 66 лет. Она на пенсии, научилась вышивать крестиком. О себе и тогдашних новобрачных рассказала Медиа-Полесью.
Тамара окончила партшколу и начинала трудовую деятельность в комиссии по делам несовершеннолетних, затем перешла в ЗАГС.
Сколько пар «переженила» за 20 лет, Тамара Васильевна не считала. Но говорит, что всегда различала, когда молодожёны действительно любили друг друга, а когда – просто приходили поставить штамп: – Это сразу видно: по лицу, по глазам… Одни надышаться друг другом не могут, а другие и не посмотрят один на одного.
Свою первую регистрацию Тамара Васильевна хорошо помнит и сейчас. Хотя с той поры прошло больше 40 лет…
– Так волновалась, так переживала, самой было только 24 года, – делится собеседница.
Уже позже, с опытом, она заметила, что некоторые невесты перед регистрацией плачут, а некоторые – наоборот – смеются. На первый раз Тамаре Васильевне досталась плачущая невеста.
– Невеста плачет, а я не знаю, что делать, – говорит бывший руководитель ЗАГСа. – Девушка настолько волновалась… Пока успокаивали невесту, я тоже успокоилась.
За годы работы Тамара Васильевна насмотрелась на многое. При этом случаев, когда бы один из молодожёнов в торжественный момент ответил «нет», в её практике не было. Не было и такого, чтобы на регистрацию не явился один из супругов. Правда, один раз на собственную свадьбу очень сильно задержалась пара…
– Пары идут и идут, а этой – нету, время их уже прошло, час, два, а их нет… Волнуемся, переживаем, ведь штампы в паспортах уже поставили… Закрывать ЗАГС нужно, а их нет. До 8 вечера сидели, ждали. Наконец-то пришли, невеста вся заплаканная. Как оказалось, пара застряла в лифте… Гости сразу спустились, а молодожёны последними ехали… Пока ж их работники лифтовой службы в то время пришли и осободили…
Раньше любой развод не обходился без участия ЗАГСа. Пришла пара, 15 лет вместе прожили, решили развестись из-за того, что супруга не могла иметь детей.
– Сели писать заявления, я тоже что-то помечаю себе, и тут жена как набросится на мужа… Еле разняли, пришлось звать на помощь тех, кто был на коридоре… В тот же день, после обеда, он себе пришёл подавать заявление о регистрации брака с другой, она – с новым избранником. И расписывали их тоже в один день. Боялись, правда, чтобы они не встретились здесь случайно, чтоб опять драки не было… Потом, кстати, эта женщина и ребёнка родила.
Встречалось в практике начальника городского отдела ЗАГС и такое: пришёл пенсионер подавать заявление со своей избранницей, а через неделю– с новой уже приходит, старое заявление забирает и пишет другое… Говорит, в церкви себе уже другую присмотрел… И так раза четыре приходил…
– Была и такая пара – оба пенсионеры, вёл в ЗАГС – еле ноги переставляя. Ничего, расписали. Проходит пару месяцев, приходит ко мне в кабинет: разводи! Рассказывает, мол, купил рыбы и сказал супруге дать коту. А она в ответ: «Не сдохнет твой кот и без рыбы». «Так если она кота смотреть не хочет, то она ж и меня смотреть не будет», – дедушка развёлся, но вскоре опять женился, уже на другой.
Самой молодой невесте, которую пришлось расписывать Тамаре Васильевне, было 16. Беременной была.
А вот в качестве отца довелось вносить сведения 76-летнего дедушки.
– Случалось и такое: пришёл ко мне дедушка, говорит, внучка, пиши, это мой ребёнок, – делится Тамара Васильевна.
Ему 76, ей 45, родился ребёнок.
– Я тогда и в женскую консультацию обращалась, спрашивала, возможно ли такое. Сказали, по медицинским данным – не может, но в жизни – всякое бывает. Ничего, записали его отцом.
Вспоминает Тамара Васильевна и тот день, когда умер Брежнев.
– Сказали музыку не включать, не танцевать, не целоваться. Везде милиция дежурит. Думаю, как же люди отреагируют, свадьба всё-таки… Ничего, все с пониманием отнеслись, мне даже проще было, расписались, руку пожали, свидетельство вручили и всё на этом.
О том, как проходили свадьбы в те времена, Тамара Васильевна вспоминает: – Какое-то время было модно расписывать по несколько пар в зале одновременно. По 18 пар за день расписывали… Правда, всё ж в дефиците было. Приходит, бывало, невеста, в белом платье, а на ногах – чёрные туфли, других просто не достать было… Я подхожу, спрашиваю, какой размер. Говорит, 36-й. Я снимаю свои белые, сама надеваю её чёрные.
В 94 году умер муж Тамары Васильевны: – Нам 23 дня не хватило до серебряной свадьбы.
После этого, как признаётся работник ЗАГСа, дважды сорвалась на работе. Один из них – во время чествования серебряных юбиляров.
– Читаю строки, а слёзы по щекам бегут. Подошёл свидетель, хотел помочь, я не выдержала и выбежала из зала.
У Тамары Васильевны – двое сыновей. Старший – Сергей – полковник в отставке, живёт в Москве, работает юристом. Его сын Алексей закончил авиационный институт, сейчас – на 4 курсе юридического.
Младший сын Дмитрий живёт в Лунинце, работает в локомотивном депо машинистом. Радует успехами 9-летний внук Ваня, который занимается в танцевальном коллективе «Мириданс».
Дети любят делать сюрпризы. Самый дорогой для Тамары Васильевны – когда они приезжают без предупреждения.
– Никогда не занималась вышивкой раньше. Но как-то зимой купила журнал, на картинке была показана однотонная вышивка. За окном мела метель, а так хотелось тепла и уюта, вот и захотелось попробовать сделать такую же. Купила в универмаге всё необходимое и уже две зимы как вышиваю. Много работ сын с собой в Москву увёз.
Женский праздник и день рождения у Тамары Васильевны с разницей в три дня. Так что март – самый обильный месяц на поздравления.
На свадебных фотографиях тысяч новобрачных Тамара Васильевна смотрится невероятно женственно, грациозно и вселяет веру в счастливую жизнь.
В канун дня рождения и в юбилейный для органов ЗАГС год в рамках акции «Помним и гордимся Вами» в отделе ЗАГСЛунинецкого райисполкома чествовали ветеранов органов ЗАГС.
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…