– Во время нашего предыдущего интервью одной из проблем Вы назвали слабую раскрываемость преступлений. Удалось ли улучшить статистику?
– На сегодняшний день мы смогли добиться снижения преступности общей с 91 до 76, а по линии уголовного розыска с 55 до 36 преступлений. Процент раскрываемости увеличился на 7,8%. Общий процент раскрываемости составил 89,5%.
Если говорить языком цифр, то отмечу также снижение числа хулиганств (-32,4%). Снизилось число преступлений по линии уголовного розыска подростками (-17,4%).
По линии наркоконтроля выявлено 43 преступления, связанных с оборотом наркотических веществ, в том числе – 11 фактов сбыта. ОБЭП раскрыл 43 преступления, 21 из которых – тяжкое и особо тяжкое. Также важно, что не допущено роста гибели людей на дорогах.
СПРАВКА “МП”
Юрий Лемешевский родился 2 февраля 1974 года в Ивановском районе. В 1996 году окончил БАТУ, в 2000-м – школу милиции. Работу в органах внутренних дел начал в Малоритском районе: прошёл путь от участкового инспектора до первого заместителя начальника отдела. В марте 2013 года возглавил Дрогичинский РОВД, с 25 августа 2016 года – начальник Лунинецкого РОВД, полковник милиции. Женат, имеет сына и дочь.
– Подняли ли Вы позиции своего отдела в области?
– По результатам года неплохо смотримся. К примеру, отделение милиции общественной безопасности, занимавшее 20-е место, находится на 6-м. Это выше, чем в тех отделах, где я раньше проходил службу ранее, что весьма приятно…
Ну, а отделение ГАИ нашего района заняло первое место в области.
– Юрий Евгеньевич, опять же, возвращаюсь к нашему предыдущему разговору… Вы были обеспокоены кадровой ситуацией и дисциплиной, говорили, что будете чистить ряды…
– Что касается кадров, то, как и планировал, пришлось расстаться с теми, кто не мог эффективно выполнять служебные обязанности. Уволено 29 человек. Столько на сегодняшний день составляет некомплект отдела. То, что мы простились с теми, кто особо не стремился работать, на результат никак не повлияло. Показатели даже стали лучше. Ждём 6 выпускников Академии МВД, а также комплектуемся из гражданской молодёжи. Готовы принять ребят с высшим образованием, которые годны по здоровью и способны выполнять задачи по охране правопорядка.
– Недавно прозвучало из уст президента о том, что милицию ждёт оптимизация…
– Пока наше министерство не давало разнарядки на этот счёт… Вопрос в стадии рассмотрения. Когда получим конкретный документ, тогда смогу ответить, какая будет реорганизация.
– Вы сказали, что готовы принимать на работу и гражданскую молодёжь. Скажите, пожалуйста, имидж профессии сотрудника милиции насколько сегодня высок?
– Имидж – широкое понятие, он поддерживается в любой профессии. Что касается милиции, то главное для нас – доверие людей. Как свидетельствуют результаты общественного мнения, степень доверия возросла до 63,5%, что весьма радует. И ещё насчёт имиджа. Большинство молодых людей, которые устраиваются в отдел, не скрывают, что приходят на работу потому, что в милиции стабильная зарплата. И они не лукавят, мол, с детства мечтал ловить преступников… Попробовав, как говорится, нашего хлеба, они вливаются в ряды и добросовестно трудятся.
– За период Вашей работы в Лунинце какие можете назвать моменты, вызывающие особую гордость за профессионализм подчинённых?
– Как говорил выше, гордость вызывает улучшение показателя по раскрываемости преступлений на 20%. Причём, преступления раскрываются по горячим следам. Вспомним недавнюю кражу кошельков у прихожан во время службы в церкви. Тогда оперативно сработал весь состав отдела, перекрыли весь район и «зацепили» подозреваемых. На днях также оперативно задержали лжеэнергетика, который «проверял» в домах пожилых одиноких женщин счётчики и брал с них деньги.
Гордость есть и за патрульно-постовую службу – в снег, дождь милиционеры «топчут» город, чтобы граждане чувствовали себя безопасно на улицах…
– Теперь о негативном. Что непростительно сотруднику милиции?
– В основном отношу негатив к дисциплине личного состава. Если сотрудник милиции позволяет себе ехать с непристёгнутым ремнём безопасности, с нарушением правил движения, для меня это осадок. Человек в форме должен быть человеком в форме! У нас ведь небольшой город. И когда сотрудник милиции прошёл мимо пьяного или не оказал помощь, это бросается в глаза. Понимание того, что следует помогать, защищать, должно быть в сознании. Остальное – поправимо, достаточно пообщаться, указать на ошибки и исправить их.
– Нарекания на культуру милиции, жалобы были?
– Жалобы были. Но, понимаете, жалоба жалобе рознь. Есть потенциальные жалобщики, которые писали и будут писать по поводу того, что они не согласны с теми или иными действиями милиционеров. За последнее время было порядка 40 жалоб, из них подтвердилось только две. 70% из поступивших жалоб – на действия сотрудников ГАИ. Однако связаны они не с противоправными действиями инспекторов, а, скорее, с высокими штрафами за нарушения ПДД. Так или иначе, эти жалобы расцениваются как попытки граждан минимизировать штрафы или уйти от них. Чтобы не возникло подозрений, что здесь просматривается какая-то необъективность, напомню: в каждом автомобиле ГАИ установлен видеорегистратор, который работает как на приём извне, так и в самом автомобиле. Поэтому вопросы снимаются автоматически, когда просматривается видеозапись.
– А бывают ли случаи, когда госавтоинспектору предлагают взятку, а видеорегистратор фиксирует?
– Когда человек уже садится в автомобиль ГАИ, он понимает, что ведётся запись, поэтому фактов дачи взятки нет. Но, безусловно, намёки, мол, выйдем из автомобиля, проскальзывают в разговорах. Смысл видеорегистрации в чём? Весь 8-часовой рабочий день инспектора ГАИ проходит под запись. Затем снимается флешка и материал просматриваю либо я, либо заместители, и он помещается в базу, отправляется в Брест. Это дисциплинирует сотрудников полностью. К слову, статья 431 Уголовного кодекса «Дача взятки» предусматривает наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
– За прошлый год не раскрыто два разбойных нападения на пожилых женщин в Сосновке и Микашевичах, похищены крупные суммы денег. Что предпринимается?
– За прошедший год зарегистрировано 5 разбоев в районе, тогда как в 2015 году – одно. Два на сегодняшний день не раскрыты, к сожалению. Но для нас – дело чести установить подозреваемых, хотя время работает против. Почему грабители выбирают жертвами пожилых или престарелых людей? Они имеют стабильный доход – пенсию, собирают деньги «в чулок», на чёрный день. И эти люди доверчивы, не всегда осторожны.
– Ещё один вид резонансных преступлений прошлого года – кражи из автомобилей. Каков здесь итог действий правоохранителей?
– За 2016 год поступило 51 заявление о кражах из автомобилей, тогда как годом ранее таковых было 12. Задержаны 4 группы, снимавшие с иномарок колпаки, другие запчасти и принадлежности. В числе воров есть и несовершеннолетние из деревень района. И в Микашевичах задержали одного, оказался не местный, гомельский. Большинство краж раскрыто, но, к сожалению, не все.
Кражи из автомобилей – это переходящее преступление из года в год, как и кражи велосипедов. Уже в этом году такого плана кражи зарегистрированы в Микашевичах. Больная тема – и кражи со дворов в сельской местности всего, что «не так лежит». Такого типа преступления называем кражами открытого доступа.
– Как будете праздновать 100-летие милиции?
– Разработан план мероприятий, он достаточно интересен. Будем снимать свой фильм с использованием архивов, сыграем футбольный матч с детьми. Поработаем с правовыми классами, устроим массовые просмотры фильма «След на воде», который подготовлен МВД Беларуси. Почествуем ветеранов, посетим могилы погибших сотрудников. А 4 марта пройдёт торжественное мероприятие с концертом.
– Что, пользуясь случаем, Вы хотели бы сказать нашим читателям?
– По последнему мониторингу, как было сказано выше, увеличилось доверие граждан к милиции. И хотелось бы поблагодарить людей за такую оценку нашей работы, а также обратить внимание, что общественный порядок – это общее дело. Чем меньше будет разграничений: это моё дело, а это дело милиции, чем выше будет сознательность, тем ниже будет преступность. Основные негативные тенденции в нашей работе, обещаем, что мы поборем. А люди должны знать: мы готовы прийти на помощь в любое время, приехать в любую точку района. Ни одно обращение в милицию не останется без внимания, будет рассмотрено в любом случае.