Раз в два года почти каждое второе подворье деревни Колодное Столинского района на 1,5-2 месяца становится «яблочной фермой»: люди собирают яблоки в своём саду и сдают их Пинскому винодельческому заводу. Если яблок много, можно насдавать на целый нетбук или простенькую стиральную машину.
Каждый второй июль и август в Колодном – яблочная пора. В эти месяцы сбор яблок и их продажа становятся для 80% жителей деревни таким же обыденным делом, как работа, уборка дома, приготовление пищи. Примерно 120 дворов (жилых и нежилых) имеют яблоневые сады. В каждом – от 5 до 30 яблонь. Если яблонь штук 30 и все хорошо плодоносят, то в сезон с них можно собрать 6-8 тонн яблок. Это много, обычно собирают в 2-4 раза меньше.
Яблоки в деревне не «золотые», состояние на них не сделаешь. За один килограмм сейчас дают 600 рублей, но в июле было и того меньше – 400. За мешок в 20-25кг получается 12.000-15.000 рублей.
Если 7-8 тонн сдать, то заработок составит примерно 4-4,5 млн рублей.
Каждая семья дополнительным «яблочным» доходом распоряжается по-своему усмотрению: кто-то за него ребенка в школу собирает, кто-то купит стиральную машину, кто-то – недорогой нетбук или тахту. А дед Матвей (и другие жители, разделяющие его взгляды на жизнь) не верит в материальные ценности: на всю яблочную выручку он «закладывает за воротник».
Продукция из яблок Колоднянских садов расходится по многим магазинам Беларуси. Из «Белого налива», «Малиновки», «Каштели», «Пепенки», «Антоновки», «Ранета», «Бананового», «Алеси» Пинский винодельческий завод делает яблочно-виноградные вина («Аметист», «Агат», «Восторг», «Сердолик» и др.), мармелад, соки.
Всё это можно купить и в Столине, и в Колодном. Получается, что жители деревни покупают свои же, но переработанные в вино на производстве яблоки. Как рассказывают местные, это всё равно выгоднее, чем самим делать вино, сидр. Правда, повидло, варенье, разные компоты, соки всё же на столе у большинства собственного производства: примерно 20% от собранных яблок жители деревни оставляют себе.
Варенье, повидло и соки на продажу делать тоже не выгодно. По крайней мере, в формате «малого бизнеса». В себестоимость такой продукции придётся включать плату за транспортировку продукции до рынка, аренду, работу санслужбы, плюс включать стоимость разных компонентов (сахар, тара и т.п.). В итоге получится цена за единицу товара выше, чем у завода – никто брать не будет.
У Анны и Ивана один из самых больших садов в деревне. Анна сейчас в декретном отпуске, Иван, когда не собирает яблоки и не возит их продавать, работает на торфпредприятии. Супруги сдают на завод яблоки уже несколько лет. В этом сезоне они, собрав около 7 тонн, уже заработали на яблоках примерно 4 млн рублей – это в три раза больше суммы Аниных декретных. «Деньги откладываем, чтобы собрать ребёнка в школу. В ближайшие выходные поедем в город за школьной одеждой для старшего сына», – говорит женщина.
У супругов в саду порядка трёх десятков яблонь. Есть и летние, и зимние сорта: «Белый налив», «Малиновка», «Антоновка», «Каштеля» и др. Сад им достался от прежних владельцев усадьбы.
Яблоки, хоть и не капризные деревья, но требуют ухода. Анна и Иван поздней осенью обрезают сад, весной белят стволы, защищая их от вредителей.
Никакого секрета, как лучше собирать яблоки, нет: трясут, что есть мочи, сбивают палкой. Потом пакуют в мешки.
На себе, на возу, на тачке, на машине, на велосипеде: кто как может везут мешки с яблоками из садов к «месту у бани». Так называется площадка, куда приезжает за яблоками грузовой фургон винзавода.
До «торговой площади» кому полкилометра, а кому и 2-3. Недалеко, если бы не мешки с яблоками: кто-то привозит 100 кг, а кто-то и тонну. Всего собирается чуть более 20 человек. Привезли. Скинули один мешок на землю, крикнули, так, чтоб все услышали, – это значит, заняли очередь. Никаких списков нет. Правда, очередь – понятие для многих абстрактное. Когда машина приходит, кто физически сильнее, оказывается впереди.
Машина за яблоками обычно приходит утром: с 9 до 11. Но люди стараются прийти заранее, чтобы занять очередь, первыми разгрузиться и разбежаться по семейным и рабочим делам.
Грузовик не всегда приходит вовремя. Бывает, задерживается на пару часов. Водитель объясняет это тем, что на дороге (хотя от завода до деревни около 50км) случается поломка транспорта, а иногда просто не получается с завода выехать по расписанию.
В ожидании машины люди развлекают себя, как могут: в карты играют, байки травят, ругаются за лучшее место в очереди. Тут же бегает ребятня: им обязательно что-то перепадет вкусное от взрослых, когда за яблоки дадут деньги. Те, у кого работа всё-таки волк, ждать долго не могут. Они оставляют мешки и уходят: деревня маленькая, сарафанное радио (что машина пришла) работает быстрее высокоскоростного Интернета.
Когда приходит машина, люди перестают заниматься своими делами. Порою слышна брань от местных «грузчиков», которые хотят выпить. Локти некоторым помогают занять выигрышную позицию в очереди. Обычно машина загружается за 1,5-2 часа. Если не хотят помощи от так называемых «грузчиков», то каждый сам свой мешок закидывает в кузов: и женщины, и старики. Днём может прийти еще одна машина, если яблоки не все поместили в первую.
Взвешивает яблоки и выдает деньги водитель. Когда машина уезжает, успокоившиеся сельчане с заработанными деньгами расходятся: кто сбивать новые яблоки, а кто отмечать удачный день.
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…