Недавно у автора-исполнителя вышел новый альбом «Ангел мой», а на главную одноименную песню был снят клип. Несмотря на то, что в среде шоу-бизнеса принято держать в секрете финансовые затраты артиста, Сергей Славянский не стал делать тайны из того, как и где писался сборник, снимался клип и во сколько это ему обошлось. Артист также рассказал, дорого ли вообще быть «звездой» в Беларуси и за ее пределами: певец активно гастролирует по странам Прибалтики, в Украине и в России и ему есть с чем сравнивать.
– Сколько ушло времени и средств на подготовку и выпуск альбома «Ангел мой»? Насколько это дорогое удовольствие для артиста – выпустить новый альбом?
– Новый альбом выпускаю с периодичностью раз в два года. Соответственно, песни этого альбома я записываю на протяжении двух лет. Но у каждого артиста свой подход к этому процессу: одни, как я, записывают песни постепенно, другие – находят время и сразу пишут весь альбом, как правило это 12 треков. Конечно же, выпустить новый альбом – это недешевое удовольствие для любого артиста или группы. Много времени уходит на саму запись каждой песни, т.е. на непосредственную студийную работу. С точки зрения технической, необходимо сделать аранжировку, записать вокал, бэк-вокал, гитары и другие инструменты, потом финальная стадия – сведение и мастеринг песни, альбома. Это – не только длительный и трудоемкий процесс, но и финансово очень дорогой. В итоге, с учетом аренды студии, запись нового альбома может обходиться артисту во впечатляющую сумму от 5 000 до 50 000 долларов. Лично мне мой новый альбом «Ангел мой» стоил 8 000 долларов. Не будем забывать также, что кроме технического процесса, запись каждой композиции требует от исполнителя определенных душевных вложений, а это уже деньгами не измерить!
– Если посчитать себестоимость записи одной песни в альбоме, то во сколько она, в среднем, обходится исполнителю в Беларуси и за пределами республики? Где дешевле, а где дороже? Во сколько Вам обошлась в среднем каждая песня нового альбома «Ангел мой»?
– У каждого артиста, выпускающего новый альбом, будет своя персональная расходная колонка. Если анализировать себестоимость записи одной песни, в смету расходов исполнителя может входить стоимость музыки и слов (если он сам не является автором). В моем случае на этом пункте расходов получается хорошая экономия, если так можно выразиться. И стихи, и музыку я пишу сам, поэтому мне не нужно за них никому платить. Но мировая практика иная: большинство артистов, и белорусские в этом отношении не исключение, покупают песни. Во сколько исполнителю обойдется песня, зависит от личности и степени раскрученности обладателей прав на песню. Например, в свое время Жэка (он же – Евгений Григорьев) продал песню «Рюмка водки на столе» Григорию Лепсу всего за 300 долларов. Тогда никто не знал, что эта песня выстрелит. Естественно, сейчас она стоила бы уже совершенно иные деньги. Основной принцип при покупке песни таков: чем популярнее авторы, чем ярче они как медийные персоны, тем дороже обходится певцу приобретение у них песни. Стоимость песни может доходить до 5 тысяч долларов. Если же авторы мало известны, не раскручены, песню у них можно приобрести очень недорого – приблизительно за 300-500 долларов, а иногда и вовсе бесплатно – лишь бы популярный артист исполнил песню неизвестного автора. Но в этом случае у исполнителя появляется риск, что песня не выстрелит и даже столь незначительные деньги окажутся потраченными впустую.
Еще одна расходная статья, которая закладывается в себестоимость песни, – это стоимость аранжировки. За них мне тоже платить почти не приходится, т.к. и аранжировки я тоже делаю сам. В новом альбоме моих 8 аранжировок. В случае, если исполнителю приходится заказывать аранжировку, это еще дополнительных от 300 до 2000 долларов в расходную часть сметы.
– На главную песню нового альбома, от которой пошло его название «Ангел мой», был снят клип. Сколько ушло времени и средств на работу над ним? Как долго он снимался и где? Дорого ли снять клип в Беларуси или это лучше делать в какой-нибудь другой стране, каковы расценки в Беларуси и за границей?
– Клип на одну из главных песен нового альбома был снят стихийно. Идея пришла вечером, я сразу же позвонил режиссеру, озвучил видение того, каким он должен быть: сказал, что клип нужен в черно-белом цвете, сценарий тоже сразу же обговорили, режиссер его немного откорректировал и через день мы уже приступили к работе. Сняли клип всего за один съемочный день. Но это благодаря тому, что в расписании съемочной группы было «окошко» и команда смогла быстро приступить к реализации идеи: сразу же нашли локацию, героиню. Снимали в Минске. В Беларуси, конечно же, клип артисту обходится дешевле, чем за пределами республики, в той же Москве. И не только клип, даже художественный фильм. Не секрет, что в Беларуси часто предпочитают работать и отечественные, и заграничные съемочные группы. В нашей республике снимают мелодрамы, российские сериалы и, конечно же, клипы. Стоимость клипа зависит от локации – сколько задействовано героев в клипе, в целом нанято людей для обеспечения съемочного процесса. Чем сложнее съемки, тем они дороже обходятся, потому что затраты в этом случае больше. Как правило, я не снимаю дешевые клипы, предпочитаю сразу снимать дорогие клипы. И это не понты – чем дороже клип, тем выше качество, а значит, потом не возникнет проблем с его размещением на телеканалах. Мои клипы без проблем берут в ротацию музыкальные и телеканалы Украины, российский Шансон ТВ, Первый музыкальный балтийский телеканал и другие. Самый дорогой клип я снял на песню «Восхитительная женщина» – его создание мне обошлось в 10 000 долларов. Это – недешево, но в соседней России было бы еще дороже – до 20 000 долларов. Если выбирать, где снимать клип – на Родине или за ее пределами, то Беларусь все-таки предпочтительнее.
– Сейчас модно сопровождать выход нового альбома и съемки клипа громкой PR-компанией в СМИ. Планируете ли Вы это делать, насколько считаете подобные компании необходимыми и важными для артиста, а главное – насколько это дорогое и окупаемое удовольствие?
– PR-компания, в моем понимании, – это, прежде всего, гастрольный тур. Перед началом гастрольного тура обязательно размещаю информацию в социальных сетях. Сейчас, например, занят подготовкой большого тура по городам Беларуси, Литвы и Западной Украины. Осень и зима будут для меня очень насыщенными, концертный график по некоторым городам уже расписан вплоть до лета 2018-ого года. Хороший эффект дает «сарафанное радио», когда люди информацию о предстоящих концертах передают из уст в уста. Какой-то специальной компании в СМИ я не веду и пышных презентаций устраивать не планирую. Хотя, конечно, можно было бы снять дорогой ресторан и закатить многолюдную вечеринку. Но это в последние годы уже не так модно, да и с финансовой точки зрения затраты на проведение таких вечеринок не оправданы. Вместо презентаций в пафосных местах предпочитаю снимать клипы – по стоимости пышная вечеринка и новый клип находятся на одном уровне. Ну и я не из тех людей, которые любят выделываться и хвалиться! Творчество артиста зритель должен оценивать по его таланту, а не по увесистости кошелька. Что до количества созданных клипов, то у меня на счету их 7. Далеко не каждый артист имеет столько клипов.
– Легко ли вообще быть «звездой», если судить с точки зрения финансовых затрат, которые уходят на костюмы, проведение концертов, выпуск альбомов, запись новых песен, приобретение аранжировок?
– Если артист много гастролирует, его финансовые затраты всегда окупаются. И быть «звездой» ему в этом случае легко. Но если концертов у исполнителя мало, неизбежно возникают финансовые проблемы. В этом случае деньги артист вынужден искать у спонсоров или изыскивать другие источники для обеспечения своих потребностей – на покупку костюмов, съемку клипов, запись песен, альбомов и прочее. У меня, к счастью, проблем с концертами не возникает, поэтому и траты на клипы, костюмы, запись альбомов и прочее не являются неразрешимой проблемой. Все идет естественным путем. При этом я считаю: любые траты артиста стоят того, чтобы радовать публику, дарить людям позитив, наполнять их эмоциями. Для того и живем!