30 октября 2024, среда14:55

Экономика

ВВП Беларуси: работаем на склад и унитаз

29 мая 2014, 17:02

В марте 2014 года белорусской экономике удалось побороть тенденцию на спад. Если по итогам января-февраля валовый внутренний продукт (ВВП) был ниже на 1,6 % аналогичного прошлогоднего показателя, то за январь-апрель, согласно данным Белстата, ВВП вырос на 1,1% и достиг 204 трлн. 912,3 млрд. рублей. За счет чего это было достигнуто и насколько устойчива такая тенденция?

аибольшее влияние тут оказали розничная (рост на 0,9%) и оптовая торговля (0,5%), строительство (0,3%), транспорт и связь (0,3%). Отрицательная динамика осталась за промышленностью (-0,8%), сельским хозяйством (-0,2%) и чистыми налогами на продукты (-0,2%). Из областей по итогам четырех месяцев только Могилевская показала отрицательную динамику (-3,4%), по остальным — рост от 0,5% до 5,5% по сравнению с данными за январь-апрель 2013 года.

ВВП — один из важнейших показателей экономического развития страны, но далеко не единственный. Поэтому эксперты советуют внимательно анализировать причины его роста. Тем более что вариантов появления положительной динамики довольно много.

Так, в нынешнем году ВВП увеличивается, в том числе, и параллельно росту складских запасов. Как сообщает Национальный статистический комитет, на 1 мая 2014 года запасы готовой продукции составили 35,203 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 25,9%.

Александр Синкевич«Нужно понимать, что промышленность по-прежнему стагнирует, хотя некоторое замедление темпов падения все же есть, — поясняет экономист Александр Синкевич. — Ситуацию несколько вытянуло сельское хозяйство, молочка наша, хотя в производстве мяса был провал, особенно в свиноводстве, где в полтора раза рухнуло производство. Плюс на калийном рынке пошло серьезное оживление. Но складские запасы по-прежнему увеличиваются, то есть, мы работаем на склад: ВВП при этом растет, но эффект оставляет желать лучшего». 

По мнению эксперта, данная ситуация «чревата тем, что через некоторое время товар придется распродавать, понижая цены. И получится, что в краткосрочной перспективе ВВП вырос, а в долгосрочной — будет убыток».

Однако шансы сохранить наметившуюся положительную динамику все же есть, считает Александр Синкевич, «особенно если гладко пройдет подписание документов по Евразийскому союзу в Астане».

«Тогда мы получим дополнительные объемы нефти, а значит, нефтепереработка подтянется, плюс тенденция на калийном рынке останется позитивной», — говорит экономист.

Но есть и серьезные риски, обращает внимание Александр Синкевич: «Во-первых, на рынке Украины. Их кризис серьезно обрушил нам сегмент потребителей, мы поставляли туда почти на 8 млрд. долларов. Во-вторых, Россия нас выжимает активно из своих сегментов, то есть, торговые войны продолжаются и будут продолжаться, пока белорусские активы не перейдут в руки российских олигархов. Так что Украина и Россия — это и наши возможности, и одновременно наши риски».

Согласно программе социально-экономического развития на пятилетку, рост ВВП прогнозировался на уровне 62-68%, в том числе средний ежегодный рост — более чем на 10%. Однако фактические темпы оказались намного ниже. Так, в 2011 году ВВП Беларуси вырос на 5,5%, в 2012-м — на 1,7%, в 2013-м — на 0,9%. На 2014 год запланирован рост в 3,3%.

Дмитрий Крук«Заложенный на этот год прирост ВВП не очень высок, но и его достичь будет сложно, — полагает эксперт Исследовательского центра ИПМДмитрий Крук. — Определенная положительная динамика наметилась, но речь пока о весьма скромных темпах прироста. Достичь его в марте удалось за счет роста инвестиций в строительство (в основном, за счет ввода нового блока Березовской ГРЭС) и оптовой торговли (увеличение объемов продаж калийных удобрений), химическая промышленность в целом сохраняет положительную динамику. Розничная торговля тоже вносит существенный вклад в ВВП, но наиболее динамичными были именно строительство, оптовая торговля и химическая промышленность».

Эксперт прогнозирует, что «в ближайшие месяцы такие темпы роста в этих отраслях сохранятся».

Производство промышленной продукции в январе-апреле 2014 года сократилось до 214 трлн. 803,3 млрд. рублей, или на 2,4% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем. Объемы сельскохозяйственного производства снизились на 5,4%, инвестиции в основной капитал — на 4,7%. При этом рост оптового товарооборота составил 10,2%, его объемы достигли 163 трлн. 740,4 млрд. рублей. Розничный товарооборот вырос на 12,8% до 91 трлн. 877,9 млрд. рублей.

Леонид Злотников Кандидат экономических наук, доцент Леонид Злотников обращает внимание, что в марте на 6,8% увеличилась средняя зарплата в Беларуси.

«В марте некоторым слоям населения увеличили зарплату, в итоге в апреле мы получили рост розничной торговли. Но это не потому, что создано много продукта, который можно съесть или потрогать руками, а потому, что продолжает расти наша задолженность по кредитам, — поясняет эксперт. — Мы постоянно увеличиваем потребление, но исключительно за счет того, что нас субсидируют, мы постоянно берем в долг. А когда мы проедаем больше, чем создаем, то образуется отрицательное сальдо текущего счета, и в нашем случае оно закрывается долгом, который потом придется отдавать. А ВВП все равно выглядит растущим, ведь методология подсчета ВВП у нас очень формальная».

Рассчитывать ВВП можно тремя основными методами: по потоку производства, по потоку доходов и по потоку расходов. Итог, рассчитанный любым из этих способов, должен оставаться одинаковым, однако незначительные отклонения случаются, особенно если ВВП рассчитывается не для целого года, а для более коротких временных промежутков, квартала или нескольких месяцев.

Так, рост зарплаты на 6,8% — это одна из слагаемых роста ВВП по потоку доходов. Увеличение в апреле расходов на подготовку к чемпионату мира по хоккею тоже могло привести к росту ВВП, как и увеличение базовой величины, рост некоторых налоговых ставок, введение транспортного налога и утилизационного сбора.

Леонид Заико«Статистика — это всегда точная работа с неточными цифрами, — говорит экономист Леонид Заико. — В зависимости от метода подсчета ВВП можно получить разные результаты. Если мы берем поток доходов, то они росли очень быстро, так что по этому методу должен получиться однозначный прирост. Налоги и расходы тоже росли, а вот производство нет, но в итоге мы получаем номинальную положительную динамику».

Однако, отмечает эксперт, «все эти колебания несущественные, скорее нужно думать о том, почему растет инфляция. Ведь даже при помощи роста цен можно добиться роста ВВП: пока идут быстрые повышения цен, молниеносные, пока мы рассчитаем индексы их роста, пока посмотрим на дефлятор ВВП — полгода пройдет, хотя прирост-то будет гарантирован».

Как считает Леонид Заико, «сейчас нужно не радоваться сиюминутному увеличению ВВП, а начинать обновление основного капитала, выходить из кризиса перепроизводства. Нужна сильная экономическая политика, снижение налогов, необходимо разгрузить предприятия от лишней рабочей силы… В общем, нужно сделать многое, чего правительство пока не делает».

«Люди каждый день ходят в магазины, и видят, как растут цены. И никакой рост ВВП при таких ценах не сможет сделать их счастливыми», — резюмировал эксперт.

Автор: Ксения Цыганюк


Фото использовано в качестве иллюстрации
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: vkurier.by
Весной на Гродненщине военные собирали на полях камни / БЕЛТА
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото REUTERS