8 ноября 2024, пятница18:24

Культура

Встречаем Рождество Христово по традициям предков

6 января 2021, 9:51

Коляда – древний языческий праздник / Фото: veles.site

Коляда – древний языческий праздник / Фото: veles.site

Каждое поколение в народном обычае встречи Коляд вносит что-то своё, по разному трактует какие-то понятия, сказания, исполняет песни. Но даже спустя столетия сохраняется первозданный стержень.

В 1870-75 годах на Пинщине служил отец Дмитрий Булгаковский. Сперва священника закрепили за Федоровским собором в Пинске, а затем направили в приход Свято-Николаевской церкви в Купятичах. Сбор этнографического материала – страстное увлечение Булгаковского. Он записывал песни, сказания, загадки жителей Пинского Полесья. Хобби переросло в полноценную научную деятельность. Уже вдали от «страны болот» издал труд, благодаря которому увековечил своё имя на Полесье и сохранил для ныне живущих полешуков традиции далёких предков.

Теперь есть возможность провести Коляду так, как это было 150 лет назад, в середине ХIХ века. Кстати, несмотря на пертурбации, выпавшие на нашу землю нечеловеческие испытания ХХ столетия, много общего с тем временем, а, значит,  корень не утрачен.

Дмитрий Гаврилович Булгаковский (Елец, Орловская губерния 1843-после 1918) – русский писатель, фольклорист, священник. В 1869 году, после завершения учёбы в Минской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона, а вскоре — в иерея. В 1870-1875 годах служил в Пинской православной епархии. Выслан в Гродно за открытое противостояние с нечистыми на руку коллегами и чиновниками. В начале ХХ века сложил с себя сан священника. Один из организаторов «Санкт-Петербургского попечительства о народной трезвости». В 1890 году издал этнографический сборник «Пинчуки». В нём 257 разнообразных по своему содержанию песен с их характеристикой, 210 загадок с отгадками и 65 пословиц и поговорок.

После выхода сборника «Пинчуки» научные круги признали его одним из лучших этнографических трудов, а для многонациональной Российской империи это было открытие неизвестного Полесья. Автор же удостоен высокой награды – золотой медали Императорского русского географического общества.

Обращаемся к записям Дмитрия Булгаковского:

«Колядные песни, получившие свое наименование от Коляды, распеваются накануне праздника Рождества Христова, а в некоторых местах в самый праздник (…) Для колядования группируется обычно молодежь, которая вечером расхаживает по селу с поздравлением. Как начальник или запевало считается между колядниками нужным человеком, так колядники не обходятся без доморощенного скрипача, который без умолку наигрывает часто на двухструнной скрипке своей, дорогою от дома до дома и на дворе хозяев. Подойдя под окно, иди под двери, один из колядников просит позволения петь Коляду, говоря: «Чи дома, пан господар? Чи велиш, пане господару, Коляду заспеваты, чи так Коляды даты?». Получив позволение колядовать, спрашивают: «Какую заспеваты песню?» Хозяин назначает, что петь. Поют обыкновенно под окнами, некоторые же приглашают в дом; редко кто просит петь больше одной песни, потому что в таком случае полагается большее вознаграждение. Обыкновенно за одну песню дают пирог, за две-два, а в зажиточных домах, кроме пирогов, дают колядникам деньги, колбасы и сало, угощают и водкой. Ходят колядники с вечера до самого утра. Если где застают хозяев спящими, колядники криком своим поднимают с постели. Случается, хотя очень редко, что им отказывают колядовать, говоря: «У нас була Коляда», или «Нэма дома господара». Певуны, потому ли, что лишаются чрез это вознаграждения или считают отказ оскорблением для себя, а, может быть, принимая во внимание то и другое вместе, осмеивают такие дома… Всё собранное вознаграждение делится между колядниками поровну, одному только «начинальнику» или запевале выделяется большая часть (…) Колядные песни распеваются: 1) Богу, 2) Хозяину дома, 3) хлопцу, 4) девицам, 5) бабе и 6) волу».  

Важно, что действительно песни исполняли по категориям, таким образом, подчёркивали торжество для конкретного человека или хвалили чудесное рождение Христа – Спасителя:

«В песнях Богу, сообразно празднику Рождества Христова, воспоминаются события из жизни Христа и Божией Матери, наполняемые народной фантазией. Исходя из того верования, что происхождение Младенца Христа было сверхъестественное, народ придает всем обстоятельствам жизни Его чудесность или что-то необыкновенное. Так из песен видно, что когда родился Спаситель, то имя Ему дано было не так, как обычным людям, a пo-решению духовного собора, бывавшего в Киеве. Из трех имен: св. Илья, св. Зосим и Христос, Сын Божий, по порядку предложенных духовными иерархами, понравилось Богоматери последнее имя».

Мужик-полешук предстаёт перед нами, как настоящий фермер, для которого плодотворный труд на родной земле самое большое счастье и богатство:

«В песнях хозяину дома, несмотря на зимнее время, когда они поются, главный предмет — хлебные поля. To сам Бог с апостолами Петром и Павлом сидит у пинчука за столом, a св. Илья ходит по полям его и родит пшеницу, или — по лесам и роит пчел; то хозяин дома встречает в виде трех ангелов — солнце, дождь и месяц, которые беседуют с ним, выставляя пред ним свои услуги; то на дворе его горят огни и стоят столы все тесовые и лежат на них хлебы все пшеничные, a сидят за ними гости св. Николай, Петр и Павел; то представляется его  благосостояние в таком виде, что имеет он множество скота разного рода, поля его с обильным урожаем, имеет он много слуг и все они просят за него Бога, чтобы был он здоров дома и счастлив в поле».

Хлопец-полешук имеет образ бравого солдата, сильного молодца, который рискует жизнью, бьётся за своё счастье. Как полагается за него переживает мать:

«В песнях парню нет определенной темы. В одно время мы видим, что берут молодца в солдаты и по этому случаю мать советует, какое более безопасное место он должен занимать в войске во время сражения, в другой раз видим его па охоте, где разговаривает со своею милою девицею, иногда ведёт он войну с турецким царем и завоевывает себе невесту, его дочь, или выказывает свою молодецкую удаль — ловит вороного коня, которого никто не мог поймать».

Девица-краса, как и полагается полешучке, готовится к свадьбе, перебирает убранства:

«В песнях девице поют большею частью про её наряды и замужество. Она или вьёт себе венок из павлиных перьев или в жемчужном венке и с золотым перстнем водит хороводы (танки), или собирает золотую кору и делает к свадьбе своей три золотых подарка, или хвалится своею работою — вышиванием платков».

Несколько присказок на Коляду из ХIХ века:

«Тоби, дядьку, Коляда, а нам подай самаго бульшого пирога», «Да за сим словом! Да светкуй здоров! И з семейкою, за веселенькою», «Дай, Боже, за рок дождаты, Нового року дочекаты, да ще заколедоваты», «Дай, Боже, поживать, да хліб поидать», «Коляда світа, на долги літа, а за тым словом, да святкуй здорова, Красная пани, пани Ганнулька (вставить имя кому желаете), не сама собою».


Фото испрльзуется в качестве иллюстрации
Павел Клименко