Что еще в активах главы одного из самых богатых семейств страны-соседки? Ответ на это дает Forbes, недавно составивший рейтинг «Богатейшие семейные кланы России — 2015».
Издание оценило стоимость принадлежащего семьям бизнеса по методике, которая применяется при составлении рейтинга миллиардеров.
В 2014-м большинство семей было представлено первым поколением бизнесменов — братьями. Детей, владеющих существенными долями в семейном бизнесе, среди представителей кланов практически не было.
В 2015-м ситуация изменилась: многие бизнесмены по разным причинам начали передавать свои активы взрослым детям. В целом совокупное состояние 10 богатейших семей из-за кризиса за год сократилось на 32%, до $ 18 млрд. На первое место с результатом $ 3,85 млрд вышел клан Гуцериевых. Почти 70% общей суммы приходится на основателя группы БИНМихаила Гуцериева.
Гуцериевы
Семья ингушей Гуцериевых владеет финансово-промышленной группой БИН, одной из крупнейших в России. Ей принадлежат нефтяные компании и банки, торговые и офисные центры, гостиницы и строительные компании. Среди них «Русснефть» и Бинбанк, «Смоленский пассаж» и гостиница «Националь», «Моспромстрой» и «Интеко».
Сегодня БИН скупает подешевевшие в результате кризиса активы. Недавно было объявлено о предстоящих покупках МДМ Банка у Сергея Попова и строительной компании «Авгур Эстейт» у Вадима Мошковича.
Группу БИН основал средний из братьев Михаил Гуцериев в 1992 году. Ему помогали младший брат Саит-Салам и племянник Микаил Шишханов. Старший брат Хамзат Гуцериевв 1994 году стал первым заместителем министра внутренних дел Ингушетии. В 1999 году он был назначен главой МВД Ингушетии, а в 2002 году планировал стать президентом республики, но его кандидатуру сняли с выборов. После этого он переехал в Москву и присоединился к семейному бизнесу.
Его младшие братья тоже по очереди занимались политикой: Михаил избирался в Госдуму в 1995 и 1999 годах, Саит-Салам — в 1999-м и 2003-м.
Сегодня большая часть активов группы принадлежит ее основателю Михаилу Гуцериеву. Шишханов контролирует Бинбанк и компанию «Интеко», а Саит-Салам владеет долями в большинстве девелоперских проектов группы.
Доля в бизнесе теперь есть и у сына Михаила Гуцериева Саида, который в конце 2014 года вернулся в Россию из Англии и занялся входящим в группу Орским НПЗ. Саиду Гуцериеву принадлежит 20% акций кипрской компании Doneler Finance, контролирующей нефтяную компанию «Нефтиса», остальные акции Doneler Finance делят Михаил Гуцериев (50%), Саит-Салам Гуцериев (15%) и Микаил Шишханов (15%).
Гуцериев и Лукашенко
Летом 2015-го российский олигарх дал большое интервью РБК. В нем он рассказал о своих взаимоотношениях с белорусским президентом, а также о белорусском калийном проекте.
По словам Гуцериева, калийный проект в Беларуси, как и во многих других сферах, семейный.«В калии то же самое. Мы присутствуем все вместе».
На вопрос, «правда ли, что у вас какие-то особые отношения с президентом Беларуси Александром Лукашенко?» он ответил:
— У нас хорошие рабочие и человеческие отношения, но не больше. Все очень строго. Он президент государства, а я всего лишь инвестор.
Отметим, что Михаил Гуцериев имеет давние и близкие контакты с Александром Лукашенко, о чем неоднократно писали журналисты. Он работал на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе и получил концессию на добычу калийных солей на новом месторождении.
А в 2014-м белорусский президент и российский олигарх вместе открывали 4-звездочную гостиницу «Ренессанс Минск». Эксплуатирует отель под брендом международной компании Marriot International белорусская «дочка» российской компании «Моспромстрой-Отель», подконтрольная Михаилу Гуцериеву.
«Дядя Миша из Москвы» как главный российский друг Лукашенко
А вот еще одна история из жизни.
В преддверии Нового 2012 года Александр Лукашенко с младшим сыном развозили подарки по детским домам и интернатам. Вот как «Жодинские новости» описали их диалог с ребятами:
— А теперь подарки, — сказал Лукашенко.
— Спасибо, спасибо!
— Это не мне спасибо. Это дяде Мише из Москвы спасибо! — кивнул Лукашенко на наблюдавшего за происходящим Михаила Гуцериева.
На одной из пресс-конференции глава Беларуси также рассказал, что ему подарил «Майбах»«один российский человек».