20 сентября 2024, пятница23:39

Общество

Военный корреспондент Пётр Андрусечко: оружие журналиста – фотокамера

27 июля 2015, 16:04

Пётр Андрусечко, корреспондент «Газеты Выборча», имеет украинские корни, поэтому события в стране воспринимает с болью. В 2014 году за военные репортажи с Украины он признан лучшим в Польше. Журналист рассказал белорусским коллегам, как ему работалось на Донбассе.

Работа в Киеве и других городах началась для Петра ещё в 90-е годы, когда пришёл к власти Виктор Ющенко. В прошлом году он отправился в Донецк: как раз в то время, когда там захватили здание областной государственной администрации, а в Славянске появились «зеленые человечки».

– Я пытался делать сюжеты, хотя было непросто: вокруг много вооруженных людей, непонятно кому подчиняющихся, – поделился  Пётр. – Были попытки сорвать прямой эфир, когда узнавали, что я – польский корреспондент. Помню, приехали в Горловку и стали расспрашивать тех, кто захватывал здания: «кто вы такие?» В ответ звучало: «Мы – армия Крыма». После таких диалогов даже не эксперту было понятно, кто здесь местный, а кто нет…

Первая серьёзная проблема, с которой столкнулся Андрусечко, была в мае прошлого года во время штурма Славянска. Тогда его фотографию разместили на сайтах и в Фейсбуке польские журналисты, которые находятся на стороне сепаратистов (такие тоже есть). В результате его задержали и поместили в подвал одного из зданий. Повезло, что попались хорошие люди, которые, улучив момент, отвезли его в работавший тогда ещё аэропорт.

После этого, хотя и боялся, он снова приезжал в Донецк, так как хотел разобраться, что на самом деле происходит, действительно ли ДНР и ЛНР пользуются поддержкой местных жителей?

Иногда журналист сутками не выходил на связь, так как работала артиллерия.

– Но важно задавать себя вопрос: «Стоит ли всегда рисковать?» Не всё зависит от журналиста и не всегда ясно, куда попадешь во время визита в «горячую точку». Надо слушать тех, кто имеет опыт такой работы и чётко понимать: никакой самый прекрасный материал не стоит жизни, – говорит Андрусечко и добавляет, что очень тяжело видеть людей, которые там живут. Ты уезжаешь, а они ведь остаются. Большинству из мирного населения, по его словам, уже всё равно кто там и за кого: они хотят, чтобы это всё наконец-то прекратилось.

Пётр старается как можно больше писать о простых людях. В одном из репортажей он, к примеру, рассказал о бомбоубежище, в котором долго жили женщины с детьми, старики.

– Мне хотелось показать, что реальные герои, не только те, кто воюет с оружием, но и те, кто помогает мирному населению, говорит Пётр. –  В Донецке работает одна гуманитарная организация, которую представляют местные успешные жители — бизнесмены, журналисты, политики. Они давно могли уехать в Киев, но остались, чтобы под постоянным артобстрелом помочь тем, кто вынужден был скитаться по бомбоубежищам.

Делая прогнозы о продолжительности конфликта, Андрусечко предполагает, что он ещё долго не будет заморожен.

– Что касается проекта «Новороссия», то можно утверждать, что он не состоялся, – считает военный корреспондент. – Ясно, что если бы Россия не захотела, то не было бы никакого сепаратизма на территории Донецка и Луганска. Но дело ведь и в том, что этот регион сильно отличается от остальной Украины. Проблема в том, что территории по обе стороны противостояния напичканы оружием и военным не терпится – им надоело ждать, хочется «идти и стрелять». Это надо как-то сдерживать. К тому же там подготовлены все инженерные конструкции, блиндажи. И это очень печально…

Пётр Андрусечко признался, что у него есть важное правило: никогда не брать в руки оружие.

– Это принципиально, и даже когда еду в машине и под ногами лежит автомат, я до него не дотрагиваюсь. У нас, журналистов, должно быть одно оружие – камера. Её и надо держать наготове, а самое сложное – это ожидание, потому что стрельба может начаться в любой момент.


Фото dpsu.gov.ua
Фото: Pexels.com
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП