Возраст — это вызов. Поисковые запросы пестрят вопросами «как одеваться после 40-50-60»? Адепты моды Анна Делло Руссо, Сьюзи Менкес, Донателла Версаче не могут дать однозначный ответ и часто сами хватаются за последнюю нитку непримиримо теряющего для них актуальность молодежного гардероба. А есть те, кто принимает свой возраст с завидным самообладанием. И, пожалуй, в 50+ нет ориентира лучше, чем гардеробы европейских аристократок. Эти дамы всегда выглядели солиднее своих сверстниц — положение обязывало, поэтому и юбка ниже колен и закрытое декольте не стало для них трагедией в возрасте. Самые удачные примеры разбирает Ксения Ферзь — имидж- и этикет-инструктор, специалист по светскому и деловому позиционированию, издатель онлайн-энциклопедии социальной компетентности AristoTwist.ru.
Принц Майкл Кентский и принцесса Майкл Кентская
Примером пары можно воспользоваться, когда стоит вопрос посложнее: как безупречно одеваться в тандеме, подчеркивая, что у вас идиллия, но не прибегая при этом к шарфам одного цвета? Стиль принца Майкла Кентского — воплощение основательности и порядочности. Крупный узел его галстуков — акцент на врожденной уверенности.
Впрочем, секрет не в узле, а в модели: так называемый kipper tie — широкий галстук, популярный в Великобритании в 60–70-е годы, стал «автографом» образа принца, стоило только этим галстукам выйти из моды. Это, кстати, отличная иллюстрация того, как ретроградство может сыграть на руку персонализации, если вы способны не гнаться за трендом. Твид, двубортные пиджаки, респектабельная седина — признаки человека, далекого от политики, но отнюдь не дрожащего в тени славы своей знаменитой кузины.
Его супруга — урожденная баронесса Мария Кристина фон Рейбниц — снискала в прессе за одиозные реплики и выходки прозвище Princess Pushy («принцесса-нахалка»). Тем временем, ей нельзя отказать в породистой внешности и чарующем стиле с флером озорства, галантности и покровительственной роскоши золотого века аристократии. Ключи Кентской — прохладные тона, сияющие ткани, лаконичные силуэты; крупные серьги, броши, ожерелья, пропорциональные не только галстуку супруга, но и ее собственной представительным очертаниям; шляпы с широкими полями и панашами; высокие тиары.
И да, принцессе Майкл Кентской не откажешь в находчивости: даже операцию на катаракте она нашла способ сделать поводом для внимания и восхищения, надев на королевские скачки изящную пиратскую повязку вместо солнцезащитных очков!
Пожалуй, единственное, в чем принцесса не столь ловка — это в выборе обуви. При дворе королевы Елизаветы II босоножки в принципе считаются обувью не достойной формальных светских мероприятий. Выход без прозрачных чулок столь же предосудителен. Тем временем, Мария Кристина порой надевает и босоножки, и чулки одновременно.
Королева Дании Маргрете
В своих интервью королева Маргрете утверждает, что с детства культ принцессы в нарядном платье был ей совершенно чужд. Тем не менее, никто из современных монархов не блистает на White tie приемах столь же по-королевски сказочно, как она. Словно снятые с полотен XVIII века, изобилующие парчей, драпировками, мантиями, мехами и драгоценностями, эти величественные наряды сообщают, что перед нами не только глава старейшей европейской монархии, но и визуальный художник, иллюстратор и модельер.
В действительности, кто бы ни кроил и ни шил ее платья — Balmain, Jorgen Bender или Birgitte Taulow — в них просвечивает рука самой Маргрете, натренированная историческими театральными постановками. Грандиозные силуэты бальных платьев, для которых за столом может понадобиться до двух свободных мест, объемные рукава, парюры и тюрнюры ─ в этом ее артистизм, не противоречащий, впрочем. королевской конвенции.
Днем же королева Маргрете одета весьма скромно, если не сказать утилитарно. На официальных функциях — это платье с жакетом или юбка и блузка с бантом у шеи, умеренно экстравагантная шляпка, обувь на низком ходу, брошь на правом плече. В повседневной жизни она и вовсе ничем не отличается от пожилой худощавой дамы, которая попросту ведет своих внуков в школу… через дорогу от королевского дворца.
Сигарета? О, да. Да, мы видим Ее Величество курящей и прикуривающей чуть ли не чаще, чем смеющейся. «Я курю всегда, когда рядом есть пепельница», — дает она краткое введение в основы этикета курильщика. В виду привычки сигарета для Маргрете сделалась таким же убедительным имидж-символом, как у ее британской тезки, ныне покойной принцессы Маргарет. Только последняя курила в чуть более изящной манере ─ неизменно с мундштуком.
Король Карл и королева Камилла
Брак с принцем Уэльским у Камиллы Паркер Боулз второй, как и у принца с ней. На момент долгожданного замужества Камилле было 58 лет, а Чарльзу — 57. Речи о пышном белоснежном платье невесты не шло. Равно, как в случае с Уоллис Симпсон, которая выходила второй раз замуж за Эдварда VIII в голубом и бежевом платьях полной длины. Невеста же принца Уэльского для свадебной церемонии выбрала платье до колен с легким пальто кремового цвета — в общем-то, ее туалет ничем не отличался от комплекта morning dress. А для церемонии поздравлений ─ серо-голубое платье в пол и плащ в тон к нему с жемчужным отливом и парчой.
Сейчас в статусе королевы Камиллы перед нами консервативная дама почтенного возраста, которая не флиртует с трендом, но мастерски интерпретирует британскую традицию. Камилла — адепт головных уборов Филиппа Трейси, и с этой страстью к экстравагантности в королевстве соревнуется, пожалуй, только принцесса Йоркская Беатрис. Тартан ─ тоже стихия Камиллы, ведь никто не носит его так изобретательно, варьируя цвета и детали согласно местности и случаю.
Король Карл тем временем уже который год пребывает в полноправном статусе квинтэссенции английского стиля. Если говорить о том, как правильно носить сюртук-визитку — мы смотрим на Его Величество; black tie — снова на Карла; как одеваться в стиле smart casual, не забывая про галстук и платок-паше — вновь Карл.
Не в пример ему сыновья — принцы Уильям и Гарри — серьезно понижают статус публичного гардероба наследников короны, позволяя себе фотографироваться на значимых событиях королевской хроники в сорочке с двумя расстегнутыми верхними пуговицами или в смокинге нараспашку без жилета или каммербанда. Хочется думать, что аттитюд «ближе к народу» — политический обдуманный шаг монархии, а не случайное разгильдяйство ее наследников. Английские консерваторы серьезно возражают против такой классовой девальвации стиля: они хотят видеть в своей монархии предмет гордости, коль скоро на ее поддержание они продолжают выплачивать налоги.
Королева Фабиола
Донья Фабиола Фернанда Мария де лас Викториас Антония Аделаида — шестой ребенок в семье маркиза де Каса Риера, графа де Мора — стала королевой Бельгии. Не только по любви, но и в силу сходства религиозных убеждений: король Бодуэн I искал себе невесту истой католической веры, какой славятся испанцы. Королева Фабиола совсем не стремилась стать законодательницей моды, в отличие от принцессы Лилиан (о ней — ниже), но все же стала.
Ее головные уборы вывели Бельгию на мировую модную арену, где до сих пор весь мир изо дня в день с замиранием ждал только новых шляп королевы Елизаветы II. Представляя бельгийское королевство, испанская аристократка порой иронично напоминала о своем происхождении — веером в руке.
В возрасте ее тяга к цвету и аксессуарам на испанский манер окрепла. При том, что на ней могло быть надето несколько ниток бус, галстук-аскот, булавка в узле, серьги, брошь и пуговицы — и все это при хрупком торсе и совсем невысоком росте — Фабиола выглядела рафинированно и снисходительно-аристократично, уравновешивая избыточность деталей высокой прической.
В подобной манере причесывалась графиня Район Спенсер, мачеха леди Дианы, первая леди США Джекки Кеннеди, Грейс, принцесса Монако, премьер министр Великобритании Маргарет Тетчер. Несмотря на своеобразную моду второй половины 20 века, волосы убранные от лица — по-прежнему своеобразный индикатор класса, как среди женщин, так и среди мужчин. Именно поэтому ни принца Филиппа, ни короля Карла XVI Густава редеющие шевелюры не побуждают побриться наголо: они продолжают прилежно зачесывать назад немногочисленные пряди. Дамы же в это время следуют золотому правилу: чем больше возраст — тем короче волосы и тем длиннее подол.
Принцесса Лилиан, герцогиня Халландская
Простой английской девушке Лилиан Мэй Дэвис, рожденной сто лет назад в Уэльсе, посчастливилось не только быть моделью для Vogue и служить отечеству во время второй мировой войны, но и выйти замуж с существенным повышением статуса — за принца Бертиля, герцога Халландского. Однако принцессой она стала только в преклонном возрасте — в 58 лет. В отличие от выше упомянутого принца Майкла Кентского, потенциального наследника трона Великобритании, который отказался пусть от небольшой, но перспективы быть королем ради свадьбы с красавицей-католичкой баронессой Марией Кристиной, принц Бертиль от шведского трона во имя любви с англичанкой-простолюдинкой отказываться не собирался. Гибель старшего брата, оставившего после себя годовалого наследника, сулила принцу регентство, которого он бы не получил, случись ему жениться на простушке. Впрочем, отец принца, король Густав VI, жил долго, и ко времени его смерти прямой наследник трона стал совершеннолетним. Только тогда пара наконец поженилась. Так, с момента знакомства Лилиан ждала замужества 30 лет, находясь в статусе де факто «тайной принцессы», а де юре — любовницы принца.
Став почтенным членом королевской семьи Швеции, она в общем-то ни в чем не уступала своим благороднорожденным родственникам. В ее образе даже в большей степени сквозила англосаксонская строгость и отчужденность, которые привычно принимают за царственность. При невысоком росте и хрупкой фигуре, у принцессы Лилиан была стать, которую она эффектно подчеркивала высоким воротником-каркасом или глубоким квадратным вырезом, не обнажавшим больше допустимого в соответствии хорошим тоном и здравым смыслом.
Дневные ее туалеты были безупречно скроены и пригнаны. Она часто носила юбочные костюмы из плотной ткани, благодаря которым миниатюрная фигура была как бы заключена в футляр и приобретала авторитетные очертания. Ей был совершенно не свойствен mix and match — она выбирала лаконичные комплекты, потому что с костюмом нельзя было ошибиться. Еще один любопытный признак ее стиля — воротник блузок фасона аскот, со стойкой и лентами, которые можно завязывать в бант, но которые Лилиан носила распущенными, и поверх которых надевала медальон или сатуар.
Пожалуй, единственным ее недочетом был красный лак для ногтей — не столь универсальный тренд, как, возможно, хотелось бы думать. Однако, предположим, что тем самым Лилиан подчеркивала свой модный провенанс.