15 ноября член Белорусской ассоциации журналистов Андрей Якимуш приехал к памятнику «Партизанам Полесья» на улице Первомайской в Пинске, чтобы произвести фото-видеосъемку о том, как пинчане отреагировали на сообщение о гибели Романа Бондаренко. Накануне в Минске на так называемой площади Перемен неизвестные в масках похитили 31-летнего художника, а спустя несколько часов он был доставлен в больницу в бессознательном состоянии с травмой головы, где и скончался, не приходя в сознание.
Импровизированный мемориал в память о нём неравнодушные к происходящему в стране насилию пинчане соорудили у ног отлитых из бронзы народных мстителей. Одни зажгли здесь лампадки, другие принесли живые цветы.
В воскресенье в полдень у мемориала собралась группа из нескольких десятков человек. По словам Андрея, никаких плакатов они не держали, никто ничего не кричал, незарегистрированная символика также отсутствовала. Люди просто стояли, одни молчали, глядя на цветы, другие тихо обсуждали случившееся с молодым человеком.
Примерно в 12.15 к ним подошли сотрудники милиции. Что они говорили собравшимся, он не слышал, поскольку стоял вдалеке, за метров 30 от них. Подъехали несколько милицейских машин и остановились вдоль улицы Первомайской.
И в этот самый момент рядом с собравшимися почтить память Романа Бондаренко появился мужчина лет 50 в синей куртке. Андрей говорит, что было изначально понятно, что это провокатор. Он стал громко и вызывающе разговаривать. «Давайте жить дружно, давайте будем любить милиционеров, милиционеры тоже должны любить людей, давайте обнимать милиционеров», – вспоминает журналист его фразы. Работники милиции на это сразу же отреагировали, стали ближе подходить к людям, начались попытки задержания.
Два сотрудника милиции подошли к Андрею. «Пожалуйста, не совершайте никаких действий, не доставайте свой мобильный телефон, не выключайте его, так как это будет расценено как сопротивление задержанию. Пойдемте, пожалуйста, с нами в автомобиль», – вспоминает журналист.
– Я ответил, что являюсь журналистом, имею соответствующее удостоверение. Возле машины я его предъявил, объяснил, что не участвую в какой-либо акции, а наблюдаю со стороны, выполняю свою работу. Они забрали мои вещи, описали их и сложили в пакет, а затем доставили в Пинский ГОВД, как объяснили, для выяснения личности, а также посмотреть «что вы наснимали на мобильный телефон про наших сотрудников».
Задержали также правозащитника Алеся Романовича, он находился в группе людей стоявших у мемориала. В горотдел его везли в одной машине с Андреем Якимушем. А в другую посадили и доставили в милицию мужчину, который призывал обниматься с милиционерами.
В ГОВД с Романовичем работали отдельно. Составили на него административный протокол об участии в несанкционированном массовом мероприятии, на следующий день суд его рассмотрел и оштрафовал правозащитника на 50 базовых величин.
Андрея Якимуша в отделе, словно преступника, сфотографировали со всех сторон, сняли на видео.
В кабинете беседу с ним вели два младших офицера. Там же находился и мужчина, которого Андрей считает провокатором. По словам журналиста, этот персонаж вёл себя так, словно он здесь свой. И задержание для этого человека закончилось довольно позитивно. Через полтора часа в кабинет пришёл какой-то начальник, поблагодарил мужчину за его уважительное отношение к милиции и отпустил. А Андрею сказал, что его ждёт административный протокол.
Спустя два часа журналиста тоже отпустили без составления протокола. Решение принимал незнакомый ему человек в штатском. Он предупредил Андрея, что если его ещё раз доставят в отдел с несанкционированного массового мероприятия, то 15 суток ареста ему будет обеспечено, поскольку ранее он уже привлекался по статье 23.34 КоАП РБ и 10 суток провёл в ИВС.
Что повлияло на принятие такого решения, журналист не знает. Может быть, говорит он, ему удалось убедить работников милиции, что действительно выполнял свою работу у памятника партизанам, а, может быть, они прислушались к его словам о том, что у него двухсторонняя пневмония и он ждёт результат сданного накануне теста на коронавирус.
На прощание силовики попросили Андрея Якимуша при освещении массовых мероприятий быть обозначенным специальным жилетом с надписью «Пресса», иметь при себе бейджик, служебное удостоверение и редакционное задание. И в таком случае задержание ему не грозит.