Обновленный топ-200, который «Ежедневник» с участием группы экспертов готовит на протяжении последних десяти лет, стал триумфом отечественного IT-бизнеса. Ориентация большинства IT-компаний на клиентов на американском, европейском, японском рынках позволила их владельцам практически не чувствовать последствия регионального кризиса, охватившего постсоветское пространство. Напротив, исторически завязанные на этом регионе многие известные компании оказались не готовы к самому серьезному за последние семнадцать лет вызову. Владельцы некоторых из них уже исчезли из деловой жизни и, соответственно, из нашего рэнкинга. Владельцам многих бизнесов из нынешнего топ-200 очень проблематично будет попасть в следующий.
Лидер топ-200 – 39-летний Виктор Кислый – самый яркий представитель и символ новой волны белорусского предпринимательства. В конце 2014 года системное интервью основателя игровой империи Wargaming.net появилось на страницах «Ведомостей». Он стал вторым интервьюируемым бизнесменом из Беларуси, удостоенным внимания авторитетного издания. Первым был еще один фигурант топ-200 Сергей Костевич.
Бизнес Кислого, делающего деньги в интернете, в меньшей степени подвержен так называемому внешнему некоммерческому воздействию. Тем не менее, в белорусских условиях учитывалась не только его доля в стоимости бизнеса, которая перевалила за 3 млрд долларов, но местные нюансы. С ними вроде все тоже обстоит неплохо. Например, одним из самых преданных поклонников продуктов Wargaming. net называется младший сын президента.
Вместе с Виктором Кислым в верхней части списка оказались его партнеры-однокурсники, владельцы по 17% игрового бизнеса Николай Кацелапов и Иван Михневич. Они заняли места сразу после Аркадия Добкина – представителя аутсорсингового направления белорусского IT-бизнеса. Доля известного бизнесмена в EPAM Systems сократилась, но ее стоимость выросла благодаря увеличению капитализации компании.
Всего IT-индустрия делегировала в топ-200 примерно три десятка бизнесменов, для которых новые возможности открылись с бурным развитием отрасли в стране в середине 2000-х годов. В IT порог вхождения по сравнению с большинством офлайновых направлений по-прежнему остается сравнительно невысок. Главное для успеха – оперативная монетизация удачной идеи. А идеи белорусы продолжают генерировать, что ведет к появлению новых проектов и бизнесменов. Один из них – самый молодой участник топ-200 28-летний Андрей Шиманович.
Правительства приходят и уходят, курсы прыгают, но кушать хочется всегда. Поэтому, хотя производители продовольствия и потеряли на девальвации, спрос и сбыт им обеспечен даже при самых худших сценариях. Среди новичков продовольственного сектора – владелец холдинга «Галерея вкуса» Сергей Журавлев и, несмотря на существенное проседание снэкового сегмента, Сергей Метто, запускающий в непростое время второе производство.
Стремительное наращивание в 2015 году (с применением, конечно, административных мер) доли отечественных медикаментов (с 39% до 50%) привело к росту промышленного производства в фармацевтическом комплексе. Он стал рекордсменом, за год в деньгах увеличив объемы на 38%. Хотя в отрасли доминируют государственные компании, свои дивиденды получили и частники.
Скрытые лидеры, научно-производственные бутики, оперируя своим главным преимуществом – уникальностью продуктов, продолжили покорение новых рынков. Список владельцев таких бизнесов в обновленном топе пополнил владелец контрольного пакета «Святовита».
На противоположном полюсе в течение 2014-2015 годов и, судя по всему, в ближайшей перспективе оказываются владельцы строительных компаний, инвесторы в коммерческую недвижимость, производители стройматериалов, владельцы компаний в легкой промышленности, в рознице. Стагнация экономики и российское продовольственное эмбарго нанесло серьезный удар по транспортникам, завязанным на перевозках продуктов и технологического оборудования из Европы в Россию.
Серьезно просели компании, ориентированные на госзаказы. Немногие исключения – это бизнесы, реализующие долгоиграющие стратегические проекты: системные интеграторы, участник программы «Школьный автобус» «Русавтопром» и некоторые другие.
По сравнению с предыдущим рэнкингом топ-200 успешных и влиятельных бизнесменов обновился примерно на 70 человек.
Самый выдающийся рывок совершил еще пять лет назад мало кому известный экс-менеджер топливного подразделения «Белвнешторгинвеста» Алексей Олексин.
С первого места и из первой десятки выбыл Юрий Чиж. Нет больше в топ-200 его многолетнего партнера Владимира Япринцева, против которого правоохранительные органы собираются возбудить дело по обвинению в мошенничестве.
В заключении находится еще один некогда влиятельный бизнесмен Александр Муравьев. Он дважды начинал бизнес в Беларуси. Перспективы сделать это в третий раз – туманны.
Также, как Япринцева и Муравьева, нет в топ-200 из-за проблем в бизнесе Сергея Русака и Сергея Атрощенко. Один из первых бизнесменов Беларуси Юрий Аверьянов опустился в списке во вторую сотню.
О самом молодом участнике топ-200 мы уже говорили – это 28-летний Андрей Шиманович. Самый возрастной участник рэнкинга – 77-летний владелец «Белиты-Витэкс» Виктор Терещенко.
О критериях оценки
Попадание и распределение в топ-200 успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси, составляемых «Ежедневником» с 2007 года, определяется двумя критериями:
1. Успешность – это фактическая доля конкретного лица в стоимости принадлежащего ему бизнеса. Владение и доля выявляется на основании данных Минюста РБ (Единый реестр юрлиц и ИП), регистрирующих органов других стран, где находится основной бизнес или ведет бизнес предприниматель, а также на основании других открытых источников и инсайдерской информации.
Стоимость бизнеса при наличии финансовых показателей выявляется традиционными для оценки стоимости методами (затратный, доходный, сравнимых продаж). В зависимости от объема финансовой информации и ее источников выбирается, какой подход целесообразен в оценке конкретного бизнеса и, соответственно, текущего капитала фигуранта топ-200 успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси.
2. Влиятельность – дополнительный критерий, веденный нами из-за специфичных условий ведения бизнеса в Беларуси и невозможности на данный момент обнародовать денежные показатели.
В его основе лежит понятие устойчивости бизнеса в экономических условиях, которые развились за 25 лет в белорусской экономике. Прежде всего, это оценка уровня коммуникации того или иного владельца бизнеса с госрегуляторами, а также его роли (влияния) в отрасли и экономике в целом.
Группа экспертов (не менее 10 человек), имеющая прямое отношение к одному из рынков, чьи фигуранты представлены в топ-200 (IT, финансы, деревообработка, машиностроение, пищевая промышленность и т.д.), по бальной системе определяет степень влиятельности того или иного лица в заданный период времени.
Хотя оценки делаются на основании самых различных факторов (доступ к льготам, доступ к госзаказу, госнаграды, активности в отраслевой жизни и других сферах), уровень экспертных групп позволяет надеяться на относительную объективность оценки.
На основе их баллов определяется средний коэффициент, который прибавляется к первичной оценке стоимости бизнеса. Таким образом выявляется окончательное место фигуранта в топ-200. По этой причине, например, у некоторых бизнесменов при равных долях в некоторых бизнесах, различные места в рэнкинге.
Самое же главное – проект топ-200 на данном этапе не ставит задачи оценить, сколько денег у того или иного бизнесмена. В условиях закрытости белорусской экономики это сложно, спорно и небезопасно. Проект, прежде всего, преследует просветительскую цель. С одной стороны он способствует узнаваемости персоны, повышению лояльности населения к частному бизнесу в целом, с другой – служит источником информации для потенциальных партнеров и инвесторов, которые собираются реализовывать проекты в Беларуси.
Топ-200 успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси используется в качестве источника информации по частному бизнесу в Беларуси не только белорусскими компаниями и госорганами, но и Европейской комиссией, ЕАЭС и ведомствами других стран мира.