Так, в результате торгов доллар прибавил 871 рубль, достигнув отметки 17.601. Евро вырос на 1.098 рублей и стал стоить 19.935 рублей.
Из-за наплыва пользователей сайт Белорусской валютно-фондовой биржи обвалился и утром 24 августа был недоступен. Позже недоступен стал блок с итогами торгов на валютном рынке.
Белорусские банки сразу же отреагировали на изменение курса валют, например «Белорусский народный банк» поднял курс продажи до 17.900 рублей, евро — до 20.800 рублей.
А «Приорбанк» приостановил определённые валютно-обменные операции по банковским карточкам в кассовых центрах и банкоматах:
– по переводу денежных средств с карточки на карточку в электронных каналах «Приорбанка» (Интернет-банк, Мобильный банк, USSD-банкинг, SMS-банкинг);
– по снятию наличной иностранной валюты с карточек в белорусских рублях;
– по пополнению белорусскими рублями карточек в иностранной валюте;
– по пополнению белорусскими рублями депозитов в иностранной валюте в электронных каналах «Приорбанка» (Интернет-банк, Мобильный банк, USSD-банкинг, SMS-банкинг).
СПРАВКА “МП”
За последние 6 лет в Беларуси произошло три девальвации национальной валюты. А за год – с 25 августа 2014 по 25 августа 2015 года – доллар США в Беларуси девальвирован на 69,2%, евро – на 44,4%.
Любые расходные операции по карточкам будут осуществляться в стандартном режиме.
В «Приорбанке» это объясняют тем, что 24 августа 2015 года проводятся технические работы, связанные с модернизацией системы процессинга по операциям с банковскими платёжными карточками.
Неизбежность девальвации белорусского рубля эксперты давно не ставят под сомнение. Вопрос заключается лишь в том, есть ли предел падения национальной валюты.
Эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» Антон Болточко рассказал Медиа-Полесью свои предположения о дальнейшем поведении белорусского рубля:
– Прогнозы – вещь неблагодарная, особенно если называть какие-то конкретные цифры. Могу сказать одно, что тренд – неутешительный. И следует учитывать такой фактор, как выборы. То есть до президентских выборов правительство, используя различные инструменты, может притормозить падение рубля, а дальше всё станет на свои места. В любом случае нашу экономику необходимо реформировать.
Антон Болточко считает, что падение цены на нефть косвенно влияет на курс белорусской валюты:
– Цена на нефть – это только один из нескольких факторов, которые влияют на курс белорусского рубля. Хотя и немаловажный. Основная причина – это слабость белорусской социально-экономической модели. Сегодня у нас, например, наблюдаются проблемы с внешней торговлей (сокращение валютной выручки на 5 миллиардов долларов США). Если бы белорусская экономика была более сильной, то мы бы имели стабильный рубль.
Что делать простым белорусам в этой ситуации, например, как быть с банковскими вкладами? Антон Болточко констатирует:
– Меры надо было принимать заранее, а теперь, как говорят, поздно пить «Боржоми». Как оказалось, белорусы очень сильно доверяют сложившейся экономической системе, хотя в последние годы пережили несколько девальваций. Кроме того, наши люди поддались жажде наживы, когда банковские депозиты предлагали большие процентные ставки при довольно высоких рисках.
Совет Антона Болточко следующий: максимально спасать свои деньги, делать запланированные крупные покупки, и, несмотря на препятствия банков, переводить рубли в валюту – издержки всё равно будут меньше, чем возможные штрафные санкции. И, конечно, вкладывать в образование своих детей и повышение своей квалификации. Как известно, примерно 10% профессиональных работников в разных сферах экономики не теряют своих доходов при различных экономических катаклизмах. Их услуги всегда востребованы.
По наблюдениям финансистов следует иметь запас примерно на 2-3 месяца в валюте, в которой делаются основные расходы, всё остальное необходимо вкладывать в различные инструменты сбережения или в бизнес.