Категории: Общество

В Пинске создали музейную экспозицию «Тропами еврейской истории»

Создатели музейной экспозиции предлагают её посетителям пройти по этим тропам от прародителя Авраама до наших дней. Рассказывает экскурсовод, автор книг-путеводителей по Полесью Татьяна Хвагина.

 

– Музейная экспозиция называется «Тропами еврейской истории». Её история началась ещё в начале 2000-х гг. начал собирать ныне покойный председатель Пинской еврейской общины Иосиф Либерман. Она состояла из самых разных предметов и документов, которые не укладывались в стройную систему, а существовали как бы отдельно друг от друга. Коллекция хранилась на втором этаже в здании бывшего Дома быта по улице Белова.

Предметная коллекция, собранная Либерманом, была очень расширена при создании музея «Тропами еврейской истории». В новой экспозиции она составляет около 15-20%, но без этого начала не было бы и самого музея.

Моше Фима предложил Татьяне Хвагиной заняться еврейским музеем. Нужно было спасать музейную коллекцию. Как минимум, перевести её на новое место, почистить и отремонтировать то, что требовало ремонта, а затем разместить в витринах и на подиумах будущего музея.

По словам Татьяны, всё было настолько разрозненным, что целостная картина будущей экспозиции никак не складывалась. Когда Моше Фима показал цокольный этаж школы, где планировалось разместить музей, появились и первые идеи, подсказанные планировкой и размером музейных комнат.

В подвальном помещении оказалось два зала, большой и меньших размеров. Из большего зала можно было попасть в маленькие комнаты разного размера с разными входами. Тогда родилась идея, что в одной – можно сделать реконструкцию комнаты в еврейском мещанском доме довоенного времени XX в. К тому моменту у нас было несколько стульев, которые нуждались в ремонте, старинные настенные часы, картина, самовар, столовая посуда, старые фотографии и подшивка довоенных газет на идиш и разные мелочи.

Вторая маленькая комнатка показалась подходящей для создания в ней реконструкции мастерской сапожника или столяра, тем более, что в коллекции были различные инструменты, а также заготовки и колодки, которыми пользовались местные сапожники. Оставалось только дополнить их ещё целым рядом предметов, и, в конце концов, получилась мастерская «широкого профиля».

Как оказалось, оформление «комнаты в еврейском доме» и «еврейской мастерской» – непростое дело. Изучали старые фотографии, вспоминали художественные и документальные фильмы, консультировались со старожилами и чем дальше, тем больше понимали, что у нас не хватает стола, этажерки, подставок для цветов, абажура, фотографий в рамочках и т.п.

Начались поиски – экспедиции по старинным еврейским местечкам Полесья, опрос старожилов, коллекционеров, краеведов, обратились за помощью в Мотольский музей народного творчества, Центр традиционной культуры и быта «Спадчына Палесся» (д. Мерчицы), дрогичинский военно-исторический музей им. Д. К. Удовикова и к председателям сельских советов.

Если какие-то предметы требовали поисков, то старые швейные машинки искать не пришлось. Нас буквально «завалили» предложениями. Сегодня в музее три ножных и две ручных швейных машинки. Самая старая с очень красивой металлической станиной – второй половины XIX в.

Одновременно с экспозицией еврейской комнаты собиралась и коллекция предметов для мастерской ремесленника. Директор еврейской школы, Станислав Бизукойть, помог найти старый верстак. Некоторые экспонаты сами шли в руки. Удалось купить настоящую «лапу», с помощью которой сапожник шил и ремонтировал обувь. Привезли оконную раму из Погоста-Загородского.

Вместе с гибелью еврейских общин из местечек ушли и еврейские профессии. К примеру, нет больше мастеров, которые делали красивые двери и оконные рамы с фигурными накладками и другими элементами. У нас в экспозиции есть такая дверь, сделанная мастерами-евреями. Раньше такие входные и межкомнатные двери в Пинске были привычными, а сейчас остались считанные дома, которые могут этим похвастать. «Музейную» дверь восстановили с трудом, теперь она украшает экспозицию, а в будущем её украсят витражные стёкла.

Есть в экспозиции табличка с надписью на польском языке с одного из магазинов. Под ней – весы начала XX в. и старинные латунные гирьки. Рядом – аптекарская посуда, в Пинске было немало еврейских аптек, одна из них принадлежала Сендеру Полееву и находилась на улице Т. Костюшко (её здание сохранилось, и сейчас в нём книжный магазин). Старый фотоаппарат служит напоминанием о пинских фотографиях, принадлежавших евреям Кацу, Вайнтраубу и Лидеру.

Очень хотелось в миниатюрный музей вместить чуть ли не всю историю евреев Полесья, показать разные стороны еврейской жизни и богатые традиции.

С самого начала волновал вопрос, как воссоздать облик Большой синагоги, построенной в XVII в., которая, простояв три столетия, превратилась в руины и исчезла с лица Пинска. Большая синагога была не только архитектурным памятником, но и одним из символов старого Пинска. Воссоздать её облик помогли старые фотографии, чертежи и мастерство Алексея Стефановича Пигулевского, сделавшего её макет. Это – гордость музея, а в плане ещё несколько макетов сакральных еврейских зданий.

В экспозиции удалось отразить не только Пинск и знаменитое еврейское предместье Карлин, но и показать, насколько позволяла стеснённая обстановка, другие еврейские местечки, каждое из которых имело свою специализацию, славилось мастерами, сакральными памятниками и известными людьми. В экспозиции много посуды, керамики из Городной – бывшего еврейского местечка Столинского района. Оно на границе с Украиной. Родина отца Иосифа Либермана.

Музей ещё не заработал в полную силу. Одно из украшений экспозиции – фигурки из солёного теста. Материал хрупкий, но традиционный для Полесья. Из него в отдельных регионах делали украшения для свадебных караваев. Композиции минского художника Элины Синявской выполнены на тему еврейских праздников и традиций, здесь можно увидеть молодую пару под хупой, еврейские похороны, раввина, трубящего в шафар, празднование Пейсаха, Суккота, весёлого Пурима и многое другое.

Моше Фима был главным консультантом по духовной, сакральной теме. На стендах – высказывания раввинов, еврейских мудрецов, выдержки из священных текстов. Многие сакральные предметы и книги переданы им в музей и являются его гордостью. За каждым экспонатом – история и традиции еврейского народа.

В музее немало книг духовного содержания, среди них старинные, одна датируется 1568 г…

Не осталась без внимания создателей музея тема войны и Холокоста. Пока она представлена скромно – не хватает места, и коллекция тоже весьма скромная. Среди экспонатов книги, документы, награды, картины местных художников. Есть и несколько экспонатов с историей, например, фляга, которая вместе с уроженцем Погоста-Загородского дошла до Берлина, или пишущая немецкая машинка, которая стала военным трофеем и ещё долго служила в одном из учреждений Пинска. Здесь и кусочки свитков Торы. Удалось найти денежные купюры, которые действовали в период оккупации, выпущены в 1940 году, скорее всего на территории Польши. Довоенный деревянный чемодан, а на нём написанный мелом адрес.

Так выглядели чемоданы пинских евреев, которым приказывали взять с собой документы, вещи и продукты на три дня и явиться на пинский железнодорожный вокзал 5 августа 1941 г. Затем вещи и документы нужно было положить перед собой и стоять, держа руки за головой. По рядам собравшихся нескольких тысяч человек проходили немцы и полицейские, отделявшие в соответствии со списком специалистов разных профессий.

На стене – карта Пинска. Её нарисовал житель Пинска, по фамилии Либендигер, эмигрировавший в Палестину ещё до войны. Эта карта была подарена Иосифу Либерману во время его визита в Израиль. Красным цветом на карте выделено еврейское гетто, которое занимало значительную часть Пинска и Карлина – полностью или частично 27 улиц и переулков. Существует несколько карт-схем гетто. Они созданы по воспоминаниям очевидцев, но некоторые детали их не совпадают. Однако доподлинно известно, что там, где нарисована менора, на углу современных улиц Кирова и Шубитидзе, стоял дом, в котором жила семья первого президента Израиля Хаима Вейцмана. Нанесена на карту и химическая фабрика Лурье, где работал будущий президент, а в то время инженер-химик Хаим Вейцман.

Картины, написанные пинскими художниками во время пленэров, посвящённых 500-летию пинской еврейской общины и Холокосту на Пинщине, представлены в залах и фойе музея. Здесь работы Сергея Шатохина, Янки Романовича, Виктора Сагановича, Сергея Жилевича, Вячеслава Юргенсона, Виталия Мисюковца, Дмитрия Беляева и других.

Второй зал, меньший, представляет собой пёстрое зрелище. Здесь и экспонаты, которые касаются советского периода, когда жизнь пинских евреев мало отличалась или вообще не отличалась от жизни других простых советских людей.

На этажерке, посвящённой постсоветскому времени – немногочисленные экспонаты, рассказывающие о возрождении еврейской религиозной жизни и деятельности религиозно-просветительского общества имени Х. Вейцмана. Над этим разделом создателям ещё придётся серьёзно поработать.

Иосиф Либерман, собирая свою коллекцию, включил в неё и несколько предметов, не связанных с еврейской историей, но повествующих о жизни местного сельского и местечкового населения, рядом с которым евреи жили на протяжении многих лет. Так в музее появился этнографический уголок, который дополнили многие предметы, попавшие сюда из Погоста-Загородского, в том числе старый шкаф. Он был подарен девушке, которая выходила замуж в 1908 году. В Погосте-Загородском говорят: «Он из дома бабы Кати». Этот дом стоял на краю Погоста, и в годы войны во время обстрелов и карательных акций люди прятались где угодно, даже в шкафу – на дверце шкафа осталась отметина от пули.

В музее ещё немало интересного, и каждый из его посетителей увидит здесь что-то своё, что напомнит ему какую-то страницу из его личной истории или истории его родных, близких и знакомых.

Официального открытия музея ещё не было, остались небольшие штрихи, но первые посетители уже побывали, и никого этот маленький музей не оставил равнодушными.

Рассказ Татьяны Хвагиной записал Аркадий Шульман.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.

Поделиться

Последние новости

22 сентября – какой праздник, традиции, приметы и запреты

22 сентября - День осеннего равноденствия, Всемирный день без автомобиля, День каракулей и Всемирный розовый…

4 часа назад

Мощный снегопад в ЮАР парализовал дорожное движение

Особенно пострадало шоссе N3, соединяющее Йоханнесбург и Дурбан.

5 часов назад

“Немного музыки на ночь”: в Германии случайно нашли ранее неизвестное произведение Моцарта

Рукопись более двух веков хранилась в одной из городских библиотек Лейпцига.

7 часов назад

Романтика и страсть: что посмотреть вдвоем вечером?

Ищете идеальный фильм для романтического вечера с любимым человеком? Сочетание романтики и эротики может создать…

8 часов назад

Продлить лето. Куда и за сколько можно улететь к морю в октябре

Какие можно выбрать курорты осенью, чтобы насладиться морским воздухом.

11 часов назад