Давайте разберёмся, почему всё же Беларусь до сих пор не в Болонском процессе, хотя такие страны бывшего Союза, как Азербайджан и Казахстан приняты в него ещё в 2005 и 2010 годах соответственно? Неужели в этих странах ситуация лучше? И проблем в образовательной среде меньше?
Скорее всего, на опыте этих стран в Европе поняли, что не всегда декларации приверженности принципам ЕПВО совпадают с реальными действиями. А поскольку механизмов исключения из ЕПВО нет, то, чтобы больше не ошибиться, требования к Беларуси будут выдвигаться более строгие.
Напомним, чтобы быть принятым в ЕПВО, нужно присоединиться к Европейской культурной конвенции и взять на себя обязательства следовать в своей системе образования ценностям, целям и ключевым принципам политики ЕПВО.
«Беларусь ещё в 1993 году ратифицировала Европейскую культурную конвенцию. Однако второе условие белорусские власти выполнить не смогли, – констатировал член Общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев. – Хотя формально решение о приёме в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) принимает саммит министров образования 47 стран, включение такого вопроса в его повестку дня зависит от мнения рабочей группы Болонского процесса(BFUG). На заседании 18-19 января 2012 году в Копенгагене члены BFUG, изучив официальный белорусский отчёт, подготовленный Минобразования и Альтернативный доклад Общественного Болонского комитета, приняли решение не рекомендовать министерскому саммиту принимать Беларусь в члены ЕПВО».
24 января министру образования Беларуси было направлено официальное письмо от имени Болонского секретариата, в котором объяснялось, почему рекомендуется отложить решение о приёме Беларуси в ЕПВО до следующего саммита в 2015 году.
«В письме, направленном министру Сергею Маскевичу, обращалось внимание на отсутствие прогресса в отношении соблюдения в Беларуси принципов академической свободы, низкий уровень университетской автономии и отсутствие реального участия студентов в управлении учреждениями высшего образования, – сообщает профессор Владимир Дунаев. – Было ясно с самого начала, что европейцы не будут закрывать глаза на присутствие в списке белорусских чиновников, которым запрещён въезд в ЕС, ректоров пяти вузов, отличившихся репрессиями против студентов в 2011 году. Однако этот факт является свидетельством не столько частных случаев беззакония, сколько более глубокого конфликта европейских и белорусских академических ценностей».
В частности, белорусской стороне указали, что наша проблема сложнее, чем просто несоответствующая европейским традициям архитектура образовательной среды. Наша проблема – это конфликт идеологий, тотальный контроль и диктат государства в образовании, отсутствие реальных академических свобод.
«Болонский секретариат призвал переключить белорусскую систему высшего образования с цели политического и идеологического контроля за студентами и преподавателями на задачи обеспечения достойного качества образования, – подчёркивает эксперт. – И если бы белорусская сторона в своей заявке продемонстрировала искреннее намерение привнести ценности и цели ЕПВО в свою систему высшего образования, то, возможно, решение было бы иным».
Владимир Дунаев обращает внимание на то, что отложенный приём Беларуси в ЕПВО даёт резерв времени для реформирования высшей школы. За время до следующего саммита в 2015 году, возможно, нельзя полностью провести и завершить реформу, но можно достигнуть национального консенсуса относительно вектора перемен и программы развития белорусского высшего образования.
Так что шансы у нас есть… При этом следует понимать, что в Европейское пространство высшего образования Беларусь авансом не возьмут.