Ситуация в Украине накалена до предела, машины останавливают и грабят вооружённые «бендеровцы» – такие слухи распространяются среди белорусов и имеют действие, так как граждане нашей страны стали ездить в братское государство значительно реже. Какова на самом деле ситуация в приграничной Украине? Об этом глазами корреспондента Медиа-Полесья.
Когда решили по традиции отправиться с мужем на Радуницу в Украину, близкие и друзья отговаривали: мол, белорусов приравнивают к россиянам, нападают и грабят… Новости я читаю из достоверных источников, и с иронией отношусь к подобного рода предостережениям, однако, признаться, некое напряжение ощущалось. Однако обо всём по порядку.
Наш путь лежит на Винниччину через пункт пропуска Верхний Теребежов в Столинском районе. Один-два раза в год пересекаем здесь границу. Пятница – день обычно оживлённый: кто-то едет с целью бизнеса закупаться в Хмельницкий, а кто-то – для себя в Сарны, Ровно. Поэтому обычно приходилось отставать приличную очередь, теряя 2-3 часа.
Но в этот раз нет хвоста очереди, потому что нет собственно очереди. Видим шлагбаум и… ни одной машины!
Оформляя страховку здесь же, на подъезде, в «Белгосстрахе», интересуюсь: сократилось ли количество пересекающего границу автотранспорта. «А разве вы сами не видите?!» – вопросом на вопрос отвечает страховщица. По её словам, если раньше в сутки она оформляла до 40 страховок, то сейчас 3-5. В других страховых компаниях – та же ситуация. «По ночам вообще никто не ездит, – констатирует женщина, – спим».
Тот же вопрос, предъявив удостоверение международной федерации журналистов, задаю командиру смены пограничников. В ответ слышу, что все комментарии – только через руководство погранотряда в Пинске. Более того – меня настоятельно просят вернуться в машину. Звонить в этот момент в Пинск не вижу смысла.
Считанные минуты – и мы уже у шлагбаума украинского пункта пропуска «Городище».
Наличие на плече пограничника автомата меня расстраивает. Может, и, правда, всё плохо? Но «погранец» встречает приветливо, с улыбкой. Я с расспросами: как у вас и что? Он отвечает, что всё нормально, волнения только в восточной части.
–Белорусы стали ездить реже, – отвечает на аналогичный вопрос пограничник на паспортном контроле и советует: – Меньше надо смотреть российские телеканалы, это сплошная ложь и провокация… У нас их отключили, и правильно сделали.
Интересуюсь, в самом ли деле в Украину не впускают россиян в возрасте от 16 до 60.
–За сутки не было такого, чтоб кому-то отказали во въезде, – констатирует тот же “погранец”. – Единственное – для россиян требуется приглашение, которое выдаётся администрацией любого населённого пункта, в том числе сельсовета. Некоторых россиян приезжают встречать на границу родственники, если, конечно, живут поблизости.
Переехав за шлагбаум, берём пассажирку. Страховой агент Наталья возвращается после работы домой в Дубровицу. Задаю попутчтице вопросы о выплатах зарплат и пенсий, о ценах, о выборах.
Наталья рассказывает: в Ровенской области пенсии и пособия выплатили на два дня раньше срока. Как и везде,по отношению к доллару цены выросли. Особенно ощутимо – на лекарства, продукты и топливо.
“Але ж і в вас був зайчык обвалився”, – говорит она. Волнений в области никаких нет. Многие ровенцы ездили на майдан. Сейчас жизнь идёт в обычном русле. Область ждёт выборов. “Все те брехня, шо Росія показуе”, – возмущается Наталья. Также она сожалеет, что белорусы стали реже ездить за покупками. “Вам же вигідно, бо долар виріс”. Женщина просит донести правду о стране, развеять иллюзии о блокпостах и грабежах. “Приіжайте!” – приглашает на прощание.
Пока разговаривали, сложились первые впечатления:
– по всему пути много национальных флагов, они закреплены на столбах, машинах, балконах многоэтажек и понятно, что не ради форсу;
– поля засеяны, люди трудятся, как делали это и год, и 20 лет назад;
– никто не отворачивается от русскоязычных.
В этой области – густые леса. Но я уже не ловлю себя на мысли, что какая-нибудь партизанская группа местной самообороны, улучшив момент, нападёт на нашу, с белорусскими номерами, машину.
Из признаков, по которым вчерашняя Украина отличается от сегодняшей, – только вооружённые СБУшники, которые дежурят вместе с сотрудниками ГАИ на постах.
Город Черняхов. Захожу в продуктовый магазин. Ассортимент не очень. “На Пасху раскупили, не завезли ещё товары”, – оправдывается продавец.
Разговорилсь. По словам женщины, жить стало тяжелее. Например, у неё зарплата 1.200 гривен в месяц. По-нынешнему это чуть больше 100 долларов (1 доллар – 11 гривен). Но экономить на продуктах люди не стали.
В городе, как видим из окон машины, стало чище. Выкрашены памятники и скамейки. Никакого мусора, как это было прежде.
Винницкая область – центральная Украина.
Здесь всегда выраженно проходят агитационные предвыборные кампании. Если в предыдущую кампанию по выборам президента все деревья вдоль автотрассы были помечены сердечками – символом руководителя “Батьківщіны”, кандидата Юлии Тимошенко, то теперь сходу понятно: Винниччина – за Петра Порошенко. Об этом свидетельствуют агитплакаты “Жити по-новому” с подчёркиванием в виде буквы “П”.
В Виннице работает Порошенковский “Рошен”. И зайдя в любой, самый маленький придорожный магазинчик, ты не можешь устоять, чтобы не купить хотя бы граммов по 100 нескольких видов свежих конфет. Забегая вперёд, скажу – шоколадный король здесь уважаем. Он много сделал для Виниччины, её благоустройства. И с кем бы, находясь на этой земле, мы ни беседовали: от колхозника и фермера до учителя и студента – все готовы отдать свои голоса именно за Порошенко.
А вот в фирменном магазине водочной фабрики “Nemiroff” (это ещё один бренд Винницкой области) в городе Немиров оказалось неожиданно пусто. На вопрос “что случилось?” продавец отвечает: повздорили три акционера, произошёл рейдерский захват, но уже всё нормально, предприятие восстанавливает работу.
За 750 километров от Лунинца мы приехали сюда почтить память предков. Выполнив свою миссию, общаемся со знакомыми из разных областей Украины.
Оксана, 45 лет, учитель, г.Соболёвка:
– Украина разделилась на истинно порядочных людей и тех, кто готов продать мать родную. Не зря народ вышел на майдан с лозунгом: «Услышьте нас! Достало!». Сегодня замалчивается количество жертв на майдане. Это далеко не 105 активистов, как афишируется, а близко к 780. Янукович позаботился, чтобы скрыть истинные следы кровопролития и своего преступления против народа, а новая власть не озвучивает цифры по той причине, что в казне нет денег на компенсации родственникам погибших.
Я верю, что страна выйдет из кризиса, и лет через 5 мы будем в Евросоюзе.
Иван, 59 лет, бригадир сельхозпредприятия, г.Теплик:
– Вторжение России, которая воспользовалась тяжёлым для страны моментом, незаконно. Но самое страшное – информационная война, которую ведут россияне, показывая на весь мир, что у нас дестабилизирована обстановка, что мы воюем друг против друга. Это далеко не так… Мы – мирная страна. Но будем защищать границы, если потребуется.
Юрий, 47 лет, предприниматель, г.Днепропетровск:
– Как жили, так и живём. А вот в Крыму мои знакомые уже не рады, что в составе России. Обещали им золотые горы перед референдумом, но пока всё остаётся на прежнем уровне.
Виктор, 47 лет, ИТР, г. Запорожье:
– Ну, встречали мы несколько блокпостов по пути. Ничего особенного в этом нет. Предприятия работают, жизнь не останавливается.
Валерий, 50 лет, музыкант, г. Теплик:
– Сепаратизм выгоден Путину. Радикальные службы финансируются через спецслужбы. Славянск – это отвлекающий маневр, содействующий разрозненности украинцев. На самом деле России нужен Харьков.
Татьяна, 43 года, завотделом предприятия, живёт вблизи Славянска:
– Не обращаю внимания, что происходит с этими проросистами. На всяческие митинги ходят те, кому делать нечего. Мне главное, чтоб работа была и зарплата.
Лера, 22 года, студентка, г.Одесса:
– У нас сегодня в городе гранату взорвали, есть раненые. Хотя это штучные происшествия, они тоже неприятны. Главное, чтобы выборы состоялись. Все студенты пойдут голосовать. Понимаем, что важен голос каждого. Равнодушных нет.
5-летний племянник Никита вспомнил, что он летом был на море в Крыму, и что там было очень хорошо.
– Ещё поедешь? – спрашиваю.
– Ні! Ви шо?! Тож Пуцін Крим завоював. Добре, шо ми з'іхалі, а то б і нас завоював.
Примечательно. Замначальника спецподразделения «Беркут» Сергей Косюк, стрелявший в людей на майдане, родился и вырос в Тепликском районе. С площади он бежал, переодевшись в гражданку. Сейчас в розыске. Односельчане говорят, что такие люди – позор нации.
Из заявления депутатов Винницкого облсовета от 17 апреля: «Мы глубоко обеспокоены очередным витком агрессии пророссийских сил в восточных областях Украины, которая направлена на подрыв территориальной целостности Украинского государства. В российских СМИ проводится масштабная пропагандистская кампания, которая направлена на раздувание сепаратизма, искажение реальных фактов о ситуации в Украине…». Депутаты призвали жителей восточных областей не поддаваться на российские провокации и соблюдать верность украинскому государству.
P.S.
Проехав 1,5 тысячи километров, вернулись домой.
Скажу честно: стыдно за журналистскую профессию, извращённую российскими «акулами пера» и превращённую в оружие пропаганды против Украины. И ещё: во мне поселилась невероятная вера (с ощущением зависти!) в честность выборов украинского президента. У них всё получится!
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…
Автоматы, торгующие недоставленными посылками с AliExpress, в Европе пользуются спросом. Теперь приобрести чужой заказ можно…
Степан Постоялко ушел из жизни в возрасте 90 лет — без некрологов и почетного караула.…
Александр Лукашенко подписал указ, позволяющий работникам бюджетных организаций получать доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей.…
В Пинске и Пинском районе предприятия готовы предложить работу пенсионерам, людям предпенсионного возраста и инвалидам.…