Данные о военном экспорте опубликовала Государственная служба экспортного контроля Украины. Информация предназначена для передачи в Регистр обычных вооружений ООН.
Согласно этой информации, Украина поставила в Эфиопию и Нигерию соответственно 11 и 12 основных боевых танков Т-72, отремонтированных на Львовском танковом заводе.
Кроме того, в Нигерию было поставлено 10 новых бронетранспортеров БТР-4ЕН, созданных на Украине, один БТР-4 отправился в США, в Таиланд поставили 15 БТР-3Е1 и два 120-мм самоходных миномета БТР-3М2.
Среди других поставок – шесть 122-миллиметровых гаубиц Д-30 в Нигерию, пять истребителей МиГ-21 в Хорватию и один МиГ-29 в Чад, шесть вертолетов Ми-8 в Белоруссию и два Ми-24 в Нигерию, малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 в Китай, 12 ракетных установок в Алжир, 10 переносных ПЗРК – в Германию, один противотанковый ракетный комплекс – в Белоруссию.
Кроме того, было поставлено на экспорт 29,5 тысяч единиц стрелкового оружия, причем большие партии винтовок и автоматов – в США (10106) и Канаду (10400). Судан получил крупнокалиберные и обычные пулеметы – 62 и 830 соответственно. Грузия получила 100 автоматов, Уганда – 3000, Чехия – 5000.
По данным Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI), объем военного экспорта Украины в 2014 году составил 664 миллиона долларов, в 2013 году – 708 миллионов.
Лучшее – за границу
Как пояснил в интервью Би-би-си украинский военный эксперт Андрей Тарасенко, поставки военной техники за границу в то время, когда в стране происходит вооруженный конфликт, оправдано, поскольку такие поставки приносят оборонным предприятиям валютную выручку.
По его словам, в настоящее время Украина осуществляет поставку за границу, в Таиланд, нового танка Т-84 “Оплот”.
Он считает, что вместо Т-84 в зону боевых действий выгоднее поставлять привычные Т-64, только модернизированные.
“Вместо, допустим, одного танка “Оплот”, можно оснастить более десятка танков современными тепловизионными прицелами, которые позволят танкам “видеть” ночью”, – сказал Тарасенко.
Правда, как отметил Тарасенко, в настоящее время танки, отправляющиеся в зону боевых действий, не проходят модернизацию такого уровня.
“Мы видим, что поставляются танки, которые по своему техническому уровню соответствуют танкам 20-25-летней давности”, – сказал он.
Директор военных программ украинского Центра Разумкова Николай Сунгуровский, между тем, сказал, что поставлявшиеся в 2014 году в африканские страны танки были Т-72, которые на Украине было затруднительно ремонтировать и обслуживать.
“У нас и выпуска Т-72 нет, и ремонт ограничен. У нас в основном Т-64”, – сказал он.
Отсрочки
По словам Андрея Тарасенко, Украина не смогла бы отказаться от поставок техники и вооружений на экспорт, даже сославшись на форс-мажорные обстоятельства, поскольку это бы нанесло непоправимый удар по её репутации как экспортера.
Однако некоторые заказчики согласились на отсрочку поставок вооружений и военной техники.
“Все эти контракты были заключены не вчера и не сегодня. Это долговременные контракты, на три-четыре года как минимум. И по тем контрактам, где удалось договориться, таких поставок не было”, – сказал Николай Сунгуровский.
Эксперт не сказал, какие именно страны пошли навстречу Киеву, но лишь назвал цифру – 76 единиц бронетехники не были поставлены заказчику и направились на вооружение собственных войск.
“Часть заказчиков – страны прозападной ориентации, и они идут навстречу. Среди них, например, Таиланд. Несмотря на задержки, с ними нет никаких скандалов”, – рассказал он.
Что касается стрелкового оружия и, в частности, больших партий, закупленных США и Канадой, то оба эксперта рассказали, что эти партии, скорее всего, содержат старое оружие, которое оставалось на складах со времен Второй мировой войны и послевоенных лет.
Такое оружие продается уже как историческое, и оно пользуется спросом на Западе.