Это великий и значимый праздник в православии, который празднуют по всему миру. С самого утра люди спешат в храмы с веточками вербы.
Немного об истории праздника
Вход Господень в Иерусалим – двунадесятый праздник православного календаря, который отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Описан он всеми четырьмя евангелистами.
В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят, зачем его берут. Так и произошло. Ученики нашли животное, отвязали его. На вопрос: «Зачем отвязываете?» – отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.
Согласно Библии, Иисус на молодом осле, символе кротости и миролюбия, торжественно въехал в ворота Иерусалима. Его приветствовали как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Приветствуя Иисуса, люди размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды, пели: «Осанна (спасение) сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
В то время Иудея была захвачена римлянами. Иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Люди верили, что Мессия, Спаситель Израиля, явится на Пасху. Вот и встречали Иисуса Христа как Мессию, как Царя, – с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.
Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне, а как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые по преданию въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.
О названии и о вербе
Латинское название праздника – Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, в переводе: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например, в английском – Palm Sunday.
Ещё это воскресенье называют «Неделей ваий». «Ваий» по-гречески означает «пальмовые ветви».
В русских богослужебных книгах называется этот день также Неделей Цветоносной, так как Христа в Иерусалиме встречали цветами. В просторечии – это Вербное воскресенье. Такое название связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы, а также ивы и ветлы. Эти растения распускаются в Беларуси одними из первых. Вот и освящают в храмах вербу и веточки раздают молящимся.
У православных есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
В Вербное воскресенье можно есть рыбу.
Издревна люди верили, что верба обладает свойствами оберега: защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час. Именно поэтому освящённую вербу хранили целый год в красном углу, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.
Раньше был распространен обычай, который в некоторых местностях продолжают и сейчас: ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашних животных. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили слова: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые фразы строили так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передаёт им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слёз».
В народе говорят: «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «На вербной мороз – яровые хлеба хороши будут». А ещё, как-то так повелось, что вся неделя перед праздником Вход Господень в Иерусалим особенно холодная. Это мы чувствуем и сейчас.