Положение общественных организаций в Беларуси остается неизменным. Такой вывод можно сделать из альтернативного отчета в Совет по правам человека ООН, представленного Центром правовой трансформации и Ассамблеей НГО.
Согласно документу, который носит название «Свобода ассоциаций и правовые условия для деятельности организаций гражданского общества в Беларуси», независимые общественные организации в стране испытывают множество проблем как при регистрации, так и в процессе осуществления деятельности.
Ожидать ли изменения ситуации в этой сфере в связи с наметившимся потеплением в отношениях с Западом, или все останется по-прежнему?
Согласно отчету, несмотря на незначительные улучшения, основные проблемы, стоящие перед белорусскими НГО, из года в год остаются нерешенными. Так, практика отказа в регистрации Минюстом до сих пор весьма распространена. В результате основную долю зарегистрированных организаций составляют те, что далеки от политики и не вступают в конфронтацию с властями (к примеру, спортивные объединения).
Еще одной головной болью, с которой сталкиваются НГО, можно назвать сложный механизм легализации иностранной финансовой помощи и отсутствие института государственной поддержки общественных организаций.
Способствуют такому положению вещей нормы отечественного законодательства, которые позволяют властям полностью контролировать ситуацию.
При этом и уход в андеграунд может не спасти: если организацию не удалось легализовать (то есть зарегистрировать), то за любые действия от ее имени предусмотрено уголовное наказание согласно ст 193.1 уголовного кодекса.
Эта норма вынуждает многие структуры регистрироваться за рубежом и действовать от имени иностранных организаций. Вплоть до последнего времени законодатели хотели перекрыть эту лазейку — ввести институт обязательной регистрации представительства иностранной общественной организации, но пока такие намерения остаются на уровне разговоров.
Достаточно жестко контролируют власти и процесс финансирования НГО. Механизм официального оформления финансовой помощи сложен и отнимает много времени, да и успешность в этом деле никто гарантировать не может. В результате некоторые организации ищут обходные пути и в итоге работают фактически полулегально, что на руку властям. Ведь при желании такого рода грехи можно использовать для закрытия неугодной организации.
Основной документ, который касается третьего сектора — закон «Об общественных объединениях» — трактует некоторые механизмы взаимоотношений государства и общественных организаций весьма широко и неточно, увеличивая тем самым полномочия государственных структур, принимающих те или иные решения. В частности, успешность процесса регистрации структур практически полностью зависит от решения Министерства юстиции.
В целом же нормы белорусского законодательства предоставляют властям возможность поступать вариативно, в зависимости от ситуации.
Объяснение этому очень простое: законодательство, регламентирующее эту сферу, затрагивает как независимые организации, так и прогосударственные, так называемые GONGO. Если чересчур зажать гайки, то пострадают последние, если же, напротив, либерализовать даже некоторые законодательные нормы — этим могут воспользоваться нелояльные к режиму организации.
Так что можно прогнозировать сохранение нынешней государственной политики по отношению к третьему сектору: ни значительных улучшений, ни ухудшения правил, вероятно, ожидать не стоит.
Из-за наметившегося улучшения отношений с Европой и Америкой ужесточать отношение к НГО властям будет некстати. Белорусский президент в отношениях Западом всячески пытается показать, что на фоне своего российского коллеги он не такой уж и диктатор.
Российское же законодательство в отношении независимых общественных организаций в последнее время было ужесточено, в чем-то став и суровее белорусского — взять, например, введение института иностранного агента. В прогосударственных российских СМИ была проведена масштабная компания дискредитации независимых НГО, что снизило доверие к ним со стороны общества. Маловероятно, что Александр Лукашенко предпочтет сейчас следовать по стопам России и совершать подобные действия.
Однако и либерализации законодательства, регламентирующего деятельность НГО, также не будет.
Во-первых, белорусское руководство в некотором роде боится предоставить излишнюю свободу и потерять рычаги воздействия на НГО. Последние могут достаточно эффективно влиять на развитие и становление гражданского общества.
Во-вторых, законодательство, благодаря своей размытости, не содержит открытых репрессивных мер. В случае чего можно всегда сослаться на опыт некоторых стран Европы и США, где также существуют требования к регистрационным документам, а финансы организаций тщательно проверяются.
К тому же для развития диалога с ЕС и США у белорусского президента есть еще много ходов, в частности игра в вопросе политзаключенных.
Если же дело дойдет до положения общественных объединений, то на незначительные улучшения, скажем упрощение процедуры регистрации, власти все же могут пойти. Тем более что значимость любого, даже мелкого положительного шага Минска в глазах западных лидеров в последнее время значительно возрастает.
Никита Беляев
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…