23 ноября 2024, суббота23:21

Культура

Трагедия полешука. Учитель, археолог и «враг народа»

1 июля 2015, 10:35

Известной на весь мир резиденции Виктора Януковича в Межигорье с её золотым батоном и прочими невообразимыми драгоценностями могло не быть, если бы правительство СССР прислушалось к мнению полешука. 

120 лет назад на Пинщине родился Фёдор Андреевич Козубовский – видный общественный и научный деятель, археолог, один из руководителей Всеукраинской Академии Наук. 

Помимо научной и общественной работы, полешук проявил себя в образовании и военном деле. Последнее принесёт разочарование из-за ряда неудач и поражений, но является важным фактом в биографии. Во многом благодаря Козубовскому, на современном Белорусском и Украинском Полесье организовывались акции в поддержку Октябрьского переворота 1917 года, но обо всём по порядку.

Из родного села в первую столицу БССР

Богушево и сейчас, и в конце ХІХ века – небольшая деревня на Пинщине. Именно здесь в крестьянской семье Козубовских 5 августа 1895 года на свет появился сын Фёдор.

Родители поддерживали его стремление к знаниям. Фёдор успешно оканчивает учительскую семинарию, а затем поступает в Смоленский учительский институт, где готовили к работе в начальной школе. На базе института в 1918 году большевики создадут педагогический институт (теперь это Смоленский государственный университет).

После учёбы Козубовского призвали в армию. Через год военная служба перетекла в революционную борьбу на стороне левых.

В 1918 году Козубовский перебирается в родные края. Работает учителем в селе Колодное, что в нынешнем Столинском районе.

Несмотря на то, что родное Богушево известно с 1554 года, именно Фёдору Андреевичу суждено его прославить.

Лидер Полесского восстания. Командир ударного полка

На учёбу полешук уезжал в единой Российской империи, а возвращаться пришлось в Украину. Помимо того, что на всё Полесье претендовал Киев, тут ещё находились германские и польские войска, не учитывая вооружённые группировки местных «вождей».

Уже к лету 1918 года на Столинщине действовали первые партизанские отряды, почти во всех деревнях агитацию проводили подпольные ячейки левых организаций. Основной костяк – учителя.

В Колодном Козубовский нашёл среди своих коллег однодумцев. Учителя Иван Жук, Аксентий Лепешко, Алексей Карась и Фёдор Романович присоединились к сопротивлению. Поначалу помогали в агитационно-пропагандистской работе. Распространяли подпольную газету «Лесное эхо», в её редколлегию входил Козубовский.

В ноябре-декабре 1918 года, когда кайзеровская армия возвращалась в охваченную революцией Германию, вспыхнуло Полесское восстание. Акцию поддержали эсеры и большевики.

В конце декабря 1918 года повстанцы сформировали Второй Полесский полк, который возглавил Фёдор Козубовский. Полк взял активное участие в боях за Пинск с 22 по 25 января 1919 года.

Полку при поддержке красноармейцев удалось занять город над Пиной. Днями ранее бойцы Козубовского понесли потери в сражениях под Дубровицей (теперь это город в Ровенской области). В начале февраля Второй полк пополнился бойцами расформированного Первого полка.

Второй полесский полк насчитывал свыше 3 тысяч штыков. Эту силу Фёдор Андреевич 17 февраля перебросил под Антополь. Тут повстанцы встретили группу «Полесье» – польское соединение вооружённых сил под командованием генерала Антония Листовского. Помимо поляков, около Дрогичина находились части украинской армии и Пинско-Волынский добровольческий батальон, состоящий из офицеров бывшей царской армии.

Возможно, переценив свои силы, а, может, из-за плохой стратегии, но повстанцы решились на бой. Второй Полесский полк потерпел сокрушительное поражение и начал отступление.

Уже через три дня, 20 февраля, Фёдора Козубовского лишают командирских полномочий, что вызывает негодование среди бойцов. Тогда командование Западного фронта перебрасывает полк Козубовского в Кожан-Городок. Впрочем, это никак не улучшило ситуацию, а даже, наоборот, уже к середине марта 1919 года Полесское восстание было подавлено. В Пинск, Столин и Лунинец вступили польские и украинские войска.

От директора музея до директора библиотеки

Некоторые участники полесского сопротивления отступили к Мозырю, не желая оставаться под польской властью. Среди них был и Фёдор Козубовский. По воспоминаниям современников, он не хотел уезжать вглубь России или жить в центральной Беларуси. Не хотел терять связи с Полесьем, поэтому в 1921 году обосновывался в Коростене. Небольшой городок в Житомирской области на восемь лет приютит полешука.

Козубовский навсегда отошёл от военного дела. Занялся наукой. Этнология, краеведенье и археология принесут ему успех.

В 1924 году создаётся Коростенский краеведческий музей. Один из его организаторов и первый директор – наш земляк. Он инициирует и проводит краеведческое изучение околиц Коростеня, народных ремёсел, местных традиций. Начинает раскопки городищ древнерусского города Искоростень. По итогам трудов публикует работу «Археологические изучения около г.Коростеня 1925 года». Труд состоит из подробного описания археологических памятников, мнения автора по древней истории региона и карт раскопок.

Через год Козубовский продолжает археологические изыскания и изучает подземные ходы одного из древнейших городов восточных славян – Овруча. Итоги работы учёный не опубликовал, но они сохранились в Житомирском музее. Благодаря детальным записям полешука, до наших дней дошли сведения о том, как выглядело погребение у древлян.

В октябре 2014 года в Коростени при входе в музей установили мемориальную доску в память о полешуке. Её торжественно открыл руководитель города и член Национальной Академии Наук Украины.

Из глубинки Житомирского Полесья в 1929 году Козубовский перебирается в Одессу. Здесь на протяжении трёх лет он возглавляет областную библиотеку и областное архивное управление.

Прислушались бы к Козубовскому – «крошил бы батон» Янукович в другом месте

Полешук обоснованно считал, что Межигорье – уникальная археологическая и историко-культурная достопримечательность как Украины, так и всего СССР. По завершению Вышгородской экспедиции 1934-35 годов, он убеждён, что необходимо взять под защиту и охрану весь комплекс сооружений Межигорье, а в дальнейшем создать заповедник. Фёдор Козубовский заявляет: «К началу следующей экспедиции необходимо стянуть все научные силы Украины, сконцентрировать широкое внимание на Межигорье».

При его участии весной 1935 года формируется специальная археологическая группа. Исследователи готовы к масштабному изучению. Обо всех открытиях и гипотезах докладывается на самые верха. Речь идёт не только о историко-культурном наследии, но и о природе, невероятной красоте здешних мест. По мнению учёных, на этой земле, как минимум пять памятников археологии: от трипольских времен до казацкого монастыря. Речь идёт про огромнейший комплекс Межигорского Спасо-Преображенского монастыря.

Тогдашние власти принимают кардинально иное решение. Создать дачи для правительственной элиты, ограничить доступ для простых граждан и снести монастырь с рядом других застроек.

Группа археологов распущена. Это сильный удар не только для исследователей. Потерял СССР. Потеряла Европа. Теперь лишь на старинных полотнах можем восхищаться величием утраченного сокровища.

Смерть, как избавление от пыток

Руководитель Института истории материальной культуры Академии Наук Украинской ССР (теперь это Институт археологии НАН УкраиныАвт.) Фёдор Козубовский получит большую «благодарность» за все свои открытия, научные изыскания и в частности за Межигорье.

В 1936 году полешука помещают в психиатрическую лечебницу. Предъявляют обвинения по сфабрикованному делу украинских националистов в СССР. Вмиг видный научный деятель превращается в шпиона, «врага народа», его стаптывают в грязь. От невозможности терпеть унижения, допросы Фёдор Андреевич просит у врачей яд. Отказывают, но требует, осознавая, что дальше будет хуже. Пытки тянулись два года.

Испытания завершились 2 сентября 1938 года. Абсурд! Того, кто боролся с оружием в руках за власть Советов, выбивал с Полесья так называемый украинский националистический элемент, обвиняют в контрреволюции, национализме и расстреливают.

Трагическая судьба полешука показывает, насколько несправедливы и неоправданы сталинские репрессии, созданный политический режим 1930-1940 годов. Лишь спустя 20 лет Козубовского признают жертвой и реабилитируют. Полное возвращение имени учёного в СССР произойдёт в 1970-х годах, когда впервые после смерти о нём напишут хорошие слова в честь 75- летнего юбилея.

Как показало время, труд полешука не оказался напрасным, он востребован и актуален, так как хранит память, а это – будущее. 


На суде во время дачи показаний рядом с девушкой была собака, которая была предоставлена судом для эмоциональной поддержки жертвы. Скрин видео: france3paca / YouTube
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pravo.by
Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com