22 ноября 2024, пятница00:03

Экономика

Топ-3 белорусских активов, которые должны были быть проданы еще вчера

23 мая 2014, 11:58

Беларусь и Россия опять не смогли договориться по условиям создания альянса МАЗа и КАМАЗа. Об этом 21 мая заявил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

«Рабочая группа по данному вопросу полторы недели собиралась и пока к какому-то согласию не пришла. Данная тема будет вновь обсуждаться 23 мая в Санкт-Петербурге», — заявил он.

Беларусь неоднократно декларировала готовность продать ряд крупных государственных предприятий нашим восточным соседям. Но воз и ныне там.

Какие же белорусские предприятия являются потенциальными кандидатами на продажу российскому бизнесу?

Naviny.by составили Топ-3 отечественных активов, которые должны были быть проданы еще вчера.

При отборе мы руководствовались следующими критериями: информация о продаже предприятия часто муссируется в прессе, известен потенциальный инвестор и начальная цена сделки.

 

МТС

Эпопея с продажей государственной доли «МТС» тянется с 2010 года. Наибольший интерес к покупке контрольного пакета акций проявляет российская компания «МТС». Это неудивительно, она владеет 49% СООО «МТС». Остальная часть находится в собственности Республики Беларусь и в хозяйственном ведении РУП «Бетелеком».

Изначально белорусы предлагали продать контрольный пакет акций за 1 млрд. долларов, затем снизили цену до 800-900 млн. долларов.

 

Мозырский НПЗ

Самым заинтересованным покупателем Мозырского нефтеперерабатывающего завода называют российскую компанию «Славнефть», которая подконтрольна «Газпром нефти» и «Роснефти». Она владеет 42,58% акций МНПЗ.

Белорусские власти оценили государственную долю в 4 млрд. долларов. Для ее получения потенциальному инвестору помимо всего прочего необходимо выполнить ряд дополнительных условий.

Во-первых, МНПЗ и ОАО «Нафтан должны быть максимально загружены в течение 10 лет. Во-вторых, на имеющейся инфраструктуре должно быть построено перерабатывающее производство мощностью до 10 млн. тонн. По оценкам экспертов, это обойдется примерно в 4 млрд. долларов.

«Работа по возможной продаже госдоли в МНПЗ ведется, но решений еще нет», — сообщил в апреле 2014 года исполняющий обязанности заместителя председателя правления концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.

«Переговоры мы не ведем (…) Белорусская сторона объявила о намерении продать, но дальше этих заявлений дело не пошло», — отметил, в свою очередь, глава российской компании «Газпром нефть» Александр Дюков.

Как и в случае с «МТС», аналитики сходятся во мнении, что цена за белорусский пакет акций МНПЗ завышена.

 

Гродно Азот

Тремя основными претендентами на «Гродно Азот» называют российские бизнес-структуры «Еврохим», «Газпром» и «Роснефть». Это информацию недавно подтвердил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Он добавил, что интерес к активу проявляет также некая «уральская компания».

Потенциальному инвестору планируют продать 25% плюс одну акцию. Цена акций установлена на уровне не ниже 414 млн. долларов. Кроме того, от инвестора также требуется до 2019 года включительно профинансировать строительство нового азотного комплекса с цехом аммиака на 875 тыс. тонн в год и цехом карбамида мощностью 1,2 млн. тонн в год.

Стоимость модернизации «Гродно Азота» Минск оценивает в 400 млн. долларов, а строительство нового комплекса — в 1,2-1,4 млрд. долларов.

Еще одним условием является гарантия поставок газа не менее чем на десять лет. Сейчас потребление «Гродно Азота» — около 2 млрд. кубометров в год. При этом цена газа должна обеспечивать рентабельную работу предприятия. До выполнения обязательств инвестор ограничен в распоряжении акциями «Гродно Азота», а до 2025 года у Беларуси остается преимущественное право на выкуп пакета.

Конкурсный отбор назначен на 29 июля. Окончательное решение о продаже акций примет Александр Лукашенко.

 

Цена завышена

Одной из основных причин, по которой процесс продажи белорусских активов затягивается, эксперты называют завышенную цену на государственные пакеты акций.

К примеру, белорусы готовы продать «МТС» за 800-900 млн. долларов, а россияне готовы купить за 450-500 млн. долларов. Что касается цены пакета «Гродно Азота», то она, по мнению аналитиков, завышена как минимум в полтора раза с учетом рисков повышения цены на газ и невозможности реального управления: новый владелец получит лишь присутствие в совете директоров компании.

«Это очень плохо, что известна сумма и покупатель, потому что нет конкуренции. Это ошибка белорусских властей, поскольку они не смогли организовать хороший камуфляж. Чтобы продать крупную компанию, нужно действовать оригинально, специфически», — считает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

 

Продавать не надо, надо искать партнеров

По словам экономиста, все разговоры о продаже государственных активов свидетельствуют о том, что «у правительства плохие дела».

«Правительство не справляется с доходами. Мы наблюдаем падение промышленного производства на 5%. Продавать в таких условиях — очень невыгодно. Даже президент это понимает, поэтому если кто-то высказывается в эту пользу и хотел бы продать, то я рекомендую ему для начала продать свою квартиру и дом своих родителей», — говорит Леонид Заико.

По его словам, предприятия не стоит продавать, а нужно лишь «поменять мозги и управление».

«Предприятия поддаются дрессировке, поддаются хорошему управлению. Если кто-то покупает, он что — идиот? Или у него деньги лишние? Покупает тот, кто знает, что он вложит деньги, добавит что-то, реформирует предприятие и будет получать хороший и уверенный доход», — считает экономист.

«Продавать не надо, надо искать партнеров. Зачем уходить от красивой жены, если можно иметь еще и красивую любовницу», — добавляет он.

Автор: Александр ЯРОШЕВИЧ


Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media
Александр Лукашенко принимает участие в церемонии открытия конференции ООН по изменению климата в Баку, Азербайджан. 12 ноября 2024 года. Фото: Reuters