Дональд Трамп подарил Америке массу тем для спекуляций и критики, но, пожалуй, никакая из них не давала такого простора для домыслов, как тема «несчастной Мелании», для которой жизнь в Вашингтоне до сих пор остается тяжелейшим бременем. Были ли эти домыслы беспочвенными? Вероятнее всего, нет — ибо поразительную безэмоциональность и безынициативность новоиспеченной первой леди на протяжении всего президентства ее мужа мог не заметить разве что слепой.
Есть ли смысл вновь перечислять все те эпизоды, когда Мелания так неумело пыталась изобразить счастье за триумф мужа — от их неловкого танца на Балу свободы до резкого отказа взять Дональда за руку во время их визита в Израиль. Все эти случаи уже давно стали мемами в Интернете.
Больше всего пересудов вызвал скандал, когда первая леди США отказалась сопровождать президента в Давос (это случилось на фоне обвинений Трампа в прошлых изменах жене с порноактрисой). Да, все вокруг уже свыклись с мыслью, что брак Дональда и Мелании есть не более чем картинка. Но, отказавшись ехать с мужем в Швейцарию, Мелания фактически проигнорировала одну из самых важных своих обязанностей — сопровождать президента в иностранных поездках.
«Демарш» женщины смотрелся особенно красноречиво, когда в разгар экономического форума в Европе, миссис Трамп отправилась у себя на родине в Мемориальный музей Холокоста. И дело здесь совсем не в том, что Мелания предпочла одно мероприятие другому (ведь о том, что она должна поехать на форум, объявлялось давно). Очевидно, что первой леди попросту невыносимо пребывать в компании супруга. И как женщину ее можно понять, но как супругу президента — нет. По крайней мере, не в США.
Притворяясь счастливой
Разумеется, не все пары в Белом доме жили в полной идиллии. До противоречивой семьи Трампов президентский особняк повидал многое: и то, как своей жене Жаклин изменял Джон Кеннеди, и то, как президент Джонсон постоянно грубил своей супруге Леди Берд, и, конечно же, то, как Билл Клинтон публично признал, что за спиной у Хиллари встречался с молоденькой практиканткой Моникой Левински.
Не стоит думать, что все те дамы не чувствовали боль унижений: та же Жаклин, как говорят, специально проигнорировала праздничный концерт в честь 45-летия своего мужа, когда узнала, что на нем будет выступать Мэрилин Монро. И все же, несмотря на интрижки супруга, Джеки поддерживала курс и имидж супруга до самой его смерти. Так же поступала и оскорбленная Леди Берд, когда тот публично восхищался красотой других женщин, не обращая на жену ровно никакого внимания. И, разумеется, не стала отрекаться от своего горе-супруга и Хиллари Клинтон, чей брак с Биллом позднее позволил ей самой начать политическую карьеру
Мелания же, напротив, после стольких интервью в защиту мужа, отказывается играть счастливую жену (а если и нет, то изображать удовлетворение — это явно не самая ее сильная сторона). Говорят, юристы Трампа платят ей сотни тысяч долларов за то, чтобы она молчала и не предавала огласке все выходки ее мужа и свои соображения по этому поводу. И Мелания молчит, несмотря на то, что на волне феминистского движения Time’s Up, ее откровения жаждет услышать вся Америка.
Молчание первой леди в последнее время стало ее визитной карточкой. Издание New York Times даже иронично окрестило это явление «тихим радикализмом» Мелании Трамп.
Супруга Дональда не раздувает скандалов, но при этом уже даже и не пытается притвориться влюбленной женщиной. Точно также канул в Лету ее былой показной энтузиазм заниматься общественно важными делами: если раньше Мелания еще пыталась проводить какие-то мероприятия по борьбе с кибербуллингом, то теперь ее лимит — это всего пара мероприятий в месяц.
По словам инсайдеров из Белого дома, первые полгода трамповской администрации ее офис в Восточном крыле напоминал «город-призрак» (неудивительно, учитывая, что Мелания вообще не жила в столице), а сотрудники ее штаба радовались абсолютно каждому поступающему телефонному звонку — ведь это была хоть какая-то, да работа.
Словом, давно уже не секрет, что Мелания Трамп — не самая деятельная первая леди. И, возможно, в любой другой стране на такую апатию никто бы и не обратил внимания. Но, увы, в США, где чуть ли не каждая супруга президента была самостоятельной звездой, такого бездействия со стороны Мелании здесь простить просто не могут. Не те традиции
Хорошая жена
Очевидно, что ни о какой любви в семье Трампов речи не идет. Но и в охоте за деньгами Меланию также не обвинишь, ведь будь она действительно голд-диггершей, она уже давно подала бы на довольно выгодный для себя развод, как-то сделали предыдущие жены Дональда . И, тем не менее, несмотря на все разумные поводы и доводы, Мелания все еще не спешит разрывать свой во всех смыслах токсичный брак. И, думается, что дело здесь вовсе не в деньгах, которые ей предлагают за терпение.
Увы, но даже в высших политических кругах далеко не все женщины умеют сдерживать свои негативные эмоции на публике (достаточно вспомнить несчастную принцессу Диану). И Мелания – как раз одна из таких.
По воспоминаниям Паоло Замполли, давнего друга Трампа и того, кто привел Меланию в модельный бизнес, будущая первая леди никогда не отличалась общительностью и инициативностью. В свои 20 она уехала из Любляны для того, чтобы строить карьеру модели в Париже и Нью-Йорке. Но работа не ладилась. «Она всегда была слегка закостенелой моделью, — вспоминает один из ее первых нью-йоркских друзей, фотограф Мэтью Атаньян, снимавший тогда для американского Marie Claire, — потому она и не была такой успешной: она просто не умела двигаться».
Впрочем, отсутствие таланта компенсировалось невероятной дисциплиной: Мелания довольно редко ходила на вечеринки, не заводя никаких связей, а все свободное время посвящала тренировкам. Переломный момент в ее жизни произошел, когда Паоло смог-таки уговорить словенку прийти на одно из его частных мероприятий, где она мгновенно привлекла внимание Дональда Трампа. Тот ради нее неожиданно попрощался со своей тогдашней пассией Селиной Мидельфарт, и с тех пор постоянно водил модель с собой. Собственно, первая масштабная съемка Мелании для американского GQ также вряд ли увидела бы свет, если бы не Дональд Трамп и сила одного его «хочу».
Сам Трамп, впрочем, был невероятно рад отношениям с тихоней-Меланией — особенно после того, как распались его предыдущие браки с звездной женой Иваной и вечно требующей чего-то Марлой. Мелания даже после победы своего супруга на выборах признавалась, что она — «некапризная жена». Она не лукавила: на протяжении всех 2000-х она только и делала, что беспрекословно защищала мужа перед репортерами (как вспоминают инсайдеры, по первому требованию Трампа), просто оставаясь милой и действительно неприхотливой.
Так же было и во время президентской гонки: как рассказывала давняя подруга Трампов Лиза Битнер журналу Vanity Fair, «она всегда спокойна и говорит только тогда, когда к ней обращаются». Тогда же, кстати, многие обозреватели нередко спекулировали на тему покорности Мелании и традиций славянского домостроя, но даже если отбросить культурный фон, который для словенки-эмигрантки уже явно не играет важной роли, все равно можно точно утверждать: супруга Трампа действительно была довольна своим положением, несмотря даже на неверность мужа. До тех пор, пока тот не выиграл выборы. Как утверждает журналист Майкл Уолф, в день победы Трампа Мелания даже не сдерживала слез
Выйти из тени
Что же изменилось? Став первой леди, Мелания в одночасье стала не тенью своего мужа, а самостоятельной фигурой, от которой вся нация стала ждать вдохновляющих поступков. В интервью перед инаугурацией она сразу заявила, что ей не привыкать к вниманию прессы, но одно дело, когда тобой интересуются как женой знаменитого магната, а другое — когда интересуются как первой леди страны, которая также должна иметь свой голос. Последнего у Мелании нет и никогда не было. Конечно, в таком неловком положении ее могла бы спасти поддержка мужа, но ее ждать не приходится — ни 20 лет назад, ни тем более сейчас
На смену ужасу и страху вполне естественно пришло и раздражение. Заложница своего положения, все, что может Мелания на данном этапе — это максимально оградить себя от компании бестактного мужа и заставить оправдываться за все это свою представительницу Стефани Гришем, авторству которой и принадлежат все те невероятные версии, почему Мелания на самом деле счастлива, а весь мир ошибается
В этой ситуации единственным разумным выходом для Мелании действительно мог бы стать развод — тем более что в мировом масштабе это вполне нормальная практика (вспоминаем, развод Николя Саркози, расставание Франсуа Оланда с Валери Триервейлер, аннулирование брака Владимира и Людмилы Путиных и так далее). Однако в США разводиться со своими мужьями-президентами не принято: Мелания в этом случае станет первой и тогда уже на всю жизнь обречет себя на ненужное ей внимание публики. А на этот шаг у нее либо не хватает смелости, либо ее отчаяние еще не достигло той точки невозврата, когда она будет окончательно готова выступить от своего собственного имени.