Светлана Тихановская рассказала «Зеркало», что для нее главное, что «голос белорусов был услышан».
— Мы получили все встречи, о которых просили, и больше. Подходили люди из разных делегаций, спрашивали: «А это вы представляете Беларусь? Мы вас знаем и поддерживаем». Я хочу сказать всем белорусам: про нас с вами не забыли. Знают и про нашу борьбу за свободу. Разные страны пытаются нам помочь кто как может. Раньше мне казалось, что великие и могущественные организации типа ООН могут все: остановить войну или террор. Но к сожалению, это не так. Поэтому мы и должны использовать каждую возможность и каждый шанс.
Тихановская отмечает, что во время Генассамблеи ООН у нее было много встреч. Она участвовала в двух министерских дискуссиях — они касались политического кризиса в Беларуси и прав детей в нашей стране.
— В каждом выступлении я говорила о политзаключенных, о нашей поддержке Украине, почему надо разделять белорусов и режим. В кулуарах Генассамблеи встретилась с высокопоставленными представителями ООН. Они рассказали, что при организации создана расследовательская группа, которая собирает доказательства преступлений режима Лукашенко. Надеюсь, что США, Великобритания, Норвегия, Ирландия и Албания как члены Совбеза поднимут вопрос Беларуси в Совете безопасности ООН. Есть три главные темы: захват самолета Ryanair, соучастие режима в войне, размещение ядерного оружия в Беларуси.
С лидерами Польши, Литвы, Латвии и Эстонии мы говорили о том, чтобы против белорусов не был введен визовый бан. Нас услышали, но процесс проверок будет усилен. Этот запрет должен касаться в первую очередь чиновников, силовиков, пропагандистов, которые поддерживают режим и войну. С генсеком Совета Европы мы обсудили формат Контактной группы по связях с Беларусью. На самом деле это беспрецедентный шаг, когда страну будет представлять не правительство, а представители гражданского общества и демократического движения. Разговаривала с двумя заместителями госсекретаря США Блинкена — говорили об Украине и Беларуси, я поблагодарила за поддержку гражданского общества. Я четко сказала: Беларусь не должна стать разменной монетой в переговорах о мире и безопасности. Мне было важно услышать, что США четко разделяют режим и белорусский народ. Также встретилась с генсеком Google Сундаром Пичай и с вице-президентом Meta. Я попросила поддержать белорусских блогеров и журналистов, также говорила о поддержке белорусского языка и локализации сервисов, — прокомментировала Тихановская.
Кроме этого, она добавила, что ей не удалось пересечься с российской делегацией, а с украинской они «разминулись».
— Я встретилась с украинскими депутатами, лидерами украинского конгресса. Моя команда на связи с их правительством на рабочем уровне. Но я почувствовала: украинцев сильно поддерживают в ООН. Практически не осталось стран, которые бы открыто поддержали войну, развязанную Россией, даже те, кто делал это раньше. Всегда голосует, как Россия, только делегация режима Лукашенко. Их даже не воспринимают всерьез, потому что у них нет самостоятельного голоса.
Тихановская вспомнила и о главе МИД Беларуси Владимире Макее, которого она встретила на выходе из здания Генассамблеи.
— Мы заметили друг друга. Франак Вячорка (советник Тихановской. — прим. Ред.) его позвал, но Макей быстрым шагом пошел к двери. Он явно не был настроен на диалог. Очень жаль. В первую очередь я бы хотела от него услышать, как мы будем спасать страну. Я бы спросила, когда будут освобождены все политзаключенные. Я бы спросила, почему за пару дней до войны он говорил неправду про участие Беларуси в войне. Я бы спросила, когда все виновные в пытках и убийствах будут наказаны. Когда будут новые выборы. Вопросов много. Я не слушала его выступление, но знаю, о чем он говорил. Все как обычно: везде враги. А искать надо друзей. Именно этим мы и занимаемся, — добавила Тихановская.