Дело рассматривает Татьяна Лавренюк, сообщает брестская «Вясна».
20 февраля, перед референдумом, госканал ОНТ показал ролик. Согласно ему, нескольких человек задержали за рассылку писем членам комиссий. По версии госСМИ, в письмах были угрозы, с их распространением связаны около 10 человек. В том числе показывали Романа Карпука, и закадровый голос утверждал что Роману платили по тарифу 30 рублей за 50 отправленных писем.
Хотя в видео ОНТ были показаны тексты писем, но каких-то серьезных угроз в них не видно. Зато можно заметить призыв считать голоса честно, сообщать о нарушениях во время референдума, а также список статей Уголовного кодекса с ответственностью для фальсификаторов.
Из заявленных 10 человек сейчас судят только Романа. Он учился на 1-м курсе в Брестском университете имени Пушкина (правда, пока сидел в изоляторе в ожидании суда, был отчислен). На суде рассказал, что в 2021 году занимался распространением оппозиционного самиздата «Брестское время». Из телеграм-чата этой газеты в декабре узнал, что готовится рассылка писем членам избирательных комиссий. Предлагалось поучаствовать, разослать определенный текст, и парень откликнулся. Он был добавлен в другой телеграм-чат, и отправил первые 49 писем 29 января 2022 года. 7 февраля отправил еще 50 штук. А 8 февраля его с матерью задержали.
Дома при обыске у него нашли еще 100 конвертов. На этих конвертах отправителем был указан Андрей Грушко. А на письмах, которые Роман успел отослать, в этом качестве указан Александр Семенчук. Оба — известные брестчанам судьи, которые неоднократно выносили политически мотивированные приговоры.
На конверты, а также на покупку бумаги, краски для принтера, почтовых марок, Роме перевели 262 рубля 64 копейки. Эта сумма фигурирует в обвинении. На суде парень рассказал, что на полученные деньги купил все необходимое, напечатал письма и отправил их по вверенным ему адресам. Но при этом, вопреки рекомендациям из чата, не использовал перчатки и маску, и забрасывал конверты в достаточно людных местах.
А 7 февраля, когда Рома собирался отправлять вторую порцию писем, в дело вмешалась его мама. Она знала, что сын раньше распространял газеты, и понимала, что это может закончиться плохо. Хотела заставить его задуматься, и пошла вместо сына разнести очередную порцию газет (на тот момент она была уверена, что это просто газеты). Рома пошел с ней и был рядом, но про письма ничего не сказал. На следующий день их обоих задержали сотрудники КГБ.
Маму вскоре отпустили. Но на суде Ромы она проходила как свидетель. Описывала сына как хорошего человека, который просто оступился. В качестве свидетеля выступила еще и бабушка Ромы (тоже давшая только положительные характеристики).
Сам Роман отметил на суде, что текст писем ему казался жестким, но он всего лишь хотел, чтобы референдум состоялся, и голоса посчитали честно:
«Я хотел, чтобы референдум прошел справедливо и по закону. Надеялся, что обращения к членам комиссий этому поспособствуют».
Роман Карпук признан политзаключенным.