Парень утверждает, что это придирки воспитателя за его правозащитную деятельность.
Новость о том, как Кирилл Каешко пострадал за свои убеждения, появилась на прошлой неделе во многих белорусских СМИ.
Ситуация для Пинска выглядела неординарной: притеснение студента в ПолесГУ, ЛГБТ-символика. Кстати, многие информационные ресурсы и рассматривали ситуацию сквозь призму темы о сексуальных меньшинствах.
Корреспондент Медиа-Полесья решил встретиться с главным героем события и выяснить различные нюансы.
– Кирилл, расскажи о себе.
– Мне 20 лет, я сам родом из Гомеля, приехал в Пинск учиться. Учусь в ПолесГУ на факультете банковского дела, на первом курсе, специальность «Информационные технологии финансово-кредитной системы».
Учился в школе хорошо, на 7-8. Не привлекался (к ответственности, – прим. Ред.). В школе я был замкнутым, неконфликтным, меня мало что интересовало. Затем я закончил Гомельский аграрно-экономический колледж, поэтому после 2,5 лет обучения в университете я получу диплом о высшем образовании.
– О тебе пишут, что ты занялся правозащитной деятельностью?
– Да, мне в последнее время стала интересна тема защиты прав студентов. В Гомеле я вообще ни политикой, ни правозащитой не интересовался. Появился интерес только после поступления в университет.
Я ездил на хакатон в Гродно, который организовал ЗБС (Задзіночанне беларускіх студэнтаў), мы там обсуждали проблемы в высшем образовании, которые существуют на сегодняшний день в Беларуси. Мне понравилась эта организация, я вступил в их ряды, и я начал проявлять активность.
Общение с ЗБС дало мне видение, что если начинать действовать, то можно решить любую проблему. Я хочу изменить наше высшее образование в лучшую сторону.
– И какие в белорусском образовании есть проблемы?
– Если поверхностно сказать, то устаревшие программы преподавания. Современное общество очень быстро меняется, а программы не успевают за этими изменениями. И ВУЗы выпускают специалистов, подготовленных к реальным проблемам только на 20-30 %. Программы должны быть более гибкими и меняться. Например, я сейчас изучаю языки программирования, которые актуальны были лет 10 назад. Появились технологии блокчейн, искусственный интеллект. Но нам этого и близко не преподают.Но это больше вопросы к Минобразования, это там учебные программы утверждают.
– Я слышал, что ты возглавляешь студенческий орган в ВУЗе?
– Да, я на своём факультете председатель студенческого самоуправления.
– Как тебя избрали?
– В прошлом году, в начале учебного года проходили выборы в студенческое самоуправление. Я пришёл на эти выборы, рассказал о себе и члены бывшего «студсовета» вместе с руководителями факультета обсудили мою и другие кандидатуры и сказали, кто будет занимать какую должность.
– То есть, это не были прямыми выборами среди студентов?
– Нет, выбирали члены старого самоуправления, замдекана и наш секретарь БРСМ.
– Ты член БРСМ?
– Я не член БРСМ и никогда в него не вступал, хотя мне предлагали сделать это ещё в школе. Я не вижу большого смысла состоять в этой организации.
– Как дело дошло до конфликта?
– Сначала отношения с воспитателем общежития были отличные. Я ей помогал проводить различные мероприятия. Но, как только я выразил своё несогласие о принуждении студентов к походам на мероприятия, не связанным с учебным процессом, всё и началось.
– Что за принуждения?
– Просто потребовали 10 человек от группы на очередное мероприятие, я уже и не вспомню на какое. Эта просьба пришла через беседу «ВКонтакте», мы так общаемся.
И я подумал, как всё это надоело. Постоянно, когда запрашиваются такие списки, мне приходится ходить и упрашивать студентов своей группы, и мало кто горит желанием идти на эти мероприятия. Не понимаю, зачем эти принуждения, люди не хотят ходить туда, куда им не хочется.
– Студенты не хотят ходить на любые мероприятия, или только на неинтересные?
– Особенно на неинтересные. Когда проводились Мистер или Мисс общежития, квартирник или караоке-вечер, то никого приглашать не надо, были полные залы. А бывают просто лектории, когда неинтересный человек скучно что-то читает в течении часа, а студенты сидят с кислыми лицами.
– Какой выход?
– Чтобы нас привлекали к организации этих мероприятий, чтобы учитывали наши интересы, что мы хотим видеть и слышать.
Пост «ВКонтакте», исключение из сектора охраны правопорядка
– Ты лично сказал воспитателю о проблеме?
– Я написал на странице «ВКонтакте» свою негативную реакцию. И разместил статью, в которой рассказывалось о том, что надо делать, если заставляют ходить на мероприятия. Я хотел, чтобы другие студенты смогли воспользоваться этими советами. Там был образец жалобы, если такое происходит.
– Как студенты отреагировали?
– По большей части проигнорировали. Немного «полайкали» статью и всё.
– Была ли реакция со стороны администрации?
– Я состоял в секторе охраны. Так вот, в тот же день мне написала начальник сектора охраны, она тоже студентка, чтобы я сдал бейджик. То есть меня исключили.
– Что такое сектор охраны и кого туда принимают?
– Это такой студенческий орган охраны правопорядка, он контролирует общежитие после 23.00 и до часу или двух ночи. Чтобы не было посторонних, шума, пьянок. Если есть нарушение, то у студентов требуют писать объяснительные и через воспитателей передают их в деканат. А принимают туда того, кто понравился воспитателю.
– Есть ли вознаграждение за такую общественную нагрузку?
– Есть, в конце семестра премирование, небольшая сумма.
– Почему ты решил, что тебя исключили с подачи воспитателя?
– Я подошёл к начальнику сектора охраны и спросил, что случилось? Она мне сказала, что воспитателю не понравился мой пост в соцсетях. И она сказала, что такой человек, который идёт против системы и сотрудников общежития, не может находиться в секторе охраны.
– Что было потом, что там за случай с пьянкой?
– Воспитатель перестала со мной общаться. Потом произошёл случай, когда ребята в соседней комнате блока пили пиво, их «застукала» начальник сектора охраны и дала им указание писать объяснительные. Я в это время с приятелем был на кухне блока, мы не употребляли алкоголь, а просто ели. Сначала к нам претензий не было, а на следующий день мы увидели свои фамилии в списках того, кто должен идти на Совет общежития (туда идут провинившиеся студенты).
– Кто входит в Совет общежития?
– Туда входит два воспитателя, начальник и члены сектора охраны. Там такое большое помещение, члены совета рассаживаются кругом за столами, на середину выходит «залётчик» и его начинают отчитывать со всех сторон.
– Почему на вас пало подозрение?
– Сказали, что раз вы рядом находились, значит пили со всеми. То есть, зашёл в блок один человек (хотя для составления акта нужны два свидетеля), и не проводя никаких экспертиз сделал окончательный вывод. Правда, в деканате нам показали акт, составленный начальником сектора охраны, а свидетелями там были две студентки, которые никогда к нам не заходили. Получается, что подделали документ.
– Вас тогда наказали?
– Нет, мы обсудили эту тему с деканом, написал объяснительную и доказали нашу правоту. Я думал, что на этом всё и закончится.
– Расскажи, как случился конфликт с радужным флагом?
– По четвергам у нас в общежитии проходит санитарная проверка блоков. К нам приходит староста этажа, тоже студентка, и проверяет. В тот раз она сказала, что по нашему небольшому коридору пройдут воспитатели с проверкой. Я предположил, что будет конфликт.
Проверяющие пришли, в комнате всё было чисто. Но прицепились к этому радужному флагу, который висел снаружи на дверях. И начали требовать убрать его. Я ответил, что он же висит несколько месяцев и никому не мешает, и отказался это делать. На следующий день его сняли.
После выходных меня вызвали к декану и сказали, что на меня пришла докладная записка. Я не понял, что произошло, в ней написано, что на дверях висит репродукция этого флага, и я не захотел его снять. Мы с деканом поговорили и всё. А на следующий день я узнаю, что мне дали выговор. Это вообще выше моего понимания, за листок формата А4 с изображением незапрещённой символики мне сделали выговор с занесением в личное дело. Я был очень возмущён, правда, первые дни я молчал. Но потом про меня стали распускать слухи о том, что я хожу по общежитию, фотографирую всё, что висит на стенах и дверях, и сообщаю это в деканат и жалуюсь.
– Ты этого не делал?
– Конечно, нет. И тогда я решил обратиться в СМИ. У ЗБС есть интернет-портал, и они разместили статью о моём случае.
– А зачем ты повесил этот флаг?
– Это наша такая локальная шутка. В нашем небольшом коридорчике в общаге есть два блока, расположенных напротив между собой. Мы на дверях повесили радужный флажок, а ребята напротив такой же, но перечёркнутый. Такая шуточная война.
– Как ты, кстати, относишься к сексуальным меньшинствам?
– Я к ним не отношусь, у меня есть девушка. Это просто шутка, которую довели до абсурда.
– Почему ты пошёл на принцип, если это была шутка, можно же было снять этот листик?
– Я не знаю, посчитал, что во многих блоках висит что-то на дверях и никого не трогают, а ко мне придрались.
– Так ты таким образом ничего не пропагандировал?
– Нет, это была шутка. Наш коридор находится на отшибе и там мало кто ходит вообще.
– Понимал ли ты, какие будут последствия для тебя после публикаций в СМИ?
Ну да, эта новость засветилась во всяких ЛГБТ-пабликах и так далее.
– Я не про это, я про проблемы со стороны администрации ПолесГУ.
– Нет, пока давления особого не было.
– Ты оспаривал этот выговор?
– Нет. Я говорил с деканом, по-моему, он был полностью согласен с выговором. Поэтому я решил не тратить время попусту.
– Почему, ведь два выговора в учебный год и отчисление?
– По-моему, надо заработать три выговора (на самом деле два – прим.ред.).
– Что дальше будешь делать?
– Буду учиться. Конечно ситуация неприятная.
– Так в чём ты видишь основную проблему в твоей ситуации?
– Это поведение воспитателя. Многие бывшие и сегодняшние студенты недовольны ей, в профессиональном плане. Я проводил небольшой опрос и подобные на мой случай были и раньше. Мне бы хотелось, чтобы администрация ВУЗа отреагировала на это и поменяла нам воспитателя.
– Это не сведение счётов?
– Нет. Просто вокруг меня создаётся гнетущая обстановка и я не знаю, как можно комфортно учиться и жить при таком воспитателе.
– Кстати, почему студенческое самоуправление не способствовало разрешению конфликта?
– Оно образовано в рамках Болонского процесса. Но у нас в Беларуси это самоуправление не имеет никаких полномочий, просто делает какие-то мероприятия, а реальной деятельности и контакта с администрацией на официальном уровне нет. То есть, если пойти к декану и сказать, что у нас тут всё плохо, может любой студент. Но студенческое самоуправление в разрешении проблем не участвует как орган. Официальных красивых механизмов, типа собраний, просто нет.
– А декан как тебе?
– Отличный человек претензий нет.
– А ЗБС как-то помогает тебе?
– Да, там есть юристы, которые могут помочь советом, как поступать по закону. У них есть информационная поддержка, и как команда – это отличные ребята.
– Есть такой вопрос: может ты создал конфликт для того, чтобы тебя исключили из ВУЗа и ты уехал бы на Запад?
– Нет. Я никогда даже подумать не мог, что за бумажку на двери можно получить выговор с занесением в личное дело, максимум замечание. Как такую реакцию можно спланировать. Я хотел бы доучиться, получить диплом, и планов на отчисление у меня нет.
– Ты же айтишник, зачем тебе диплом, ведь ты уже сейчас можешь зарабатывать приличные деньги?
– С высшим образованием можно претендовать на более высокие должности. Правда, я ещё не думал, где буду работать. Да и после получения высшего образования меньше надо в армии служить.
– Кстати, ты не думал, что после этого «хайпа» к тебе в армии будет особое отношение? По крайней мере, будут жёстко подшучивать над тобой?
– Не знаю, думаю, что я смогу постоять за себя. Буду смотреть по ситуации.
– То есть «косить» от армии не собираешься?
– Нет, думаю, что лучше сразу отслужить и жить со спокойной душой дальше. Думаю, что это будет ценным опытом по жизни. Думаю, что даже из армии можно что-то полезное вынести.
– Станешь «дедушкой», «духов» гонять будешь?
– Нет, я выступаю за права человека и считаю это аморальным.
– Как ты учишься сейчас? Не боишься, что на сессии «завалят»?
– Учусь нормально. Сессии не боюсь, я хорошо подготовлюсь. Я понимаю, что теперь нахожусь под пристальным вниманием, поэтому должен себя вести идеально.
– Ты и дальше будешь информировать студентов об их правах? У тебя были случаи, когда ты конкретно помог студенту?
– Нет, таких случаев, когда ко мне обратились, и я помог, не было. Я просто информирую студентов об их правах на своей страничке. Мне нравится изучать законодательство, и я могу дать консультацию. Буду продолжать заниматься эти делом.
Водитель Lada Granta не уступил дорогу внедорожнику Mitsubishi Outlander в Слуцком районе. В результате сам…
Но черные копатели сделали это раньше.
Яркое окрашивание, которые не оставит вас незамеченной.
Таким "званием" наградили покойного певца.
Глава президетской Администрации Дмитрий Крутой посетил иностранное торгово-производственное унитарное предприятие "Стэнлес" и ЗАО "Холдинговая компания…
У белорусов осталась одна неделя на уплату имущественных налогов — за первую квартиру, землю и…