Почему именно с 12 декабря?
Именно в этот день общественное объединение «Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей» получило аккредитацию, позволяющую ему взимать сбор с производителей и импортеров соответствующего оборудования. «Эту дату уже можно назвать исторической», — считает Кухто.
Пока импортеры и изготовители не уведомлены о платеже с 12 декабря, говорит Кухто: «Но вы же понимаете, что их юристы и бухгалтеры уже должны быть знакомы с действующим законодательством и быть готовы к этому сбору еще с 2011 года — момента вступления закона в силу».
По его словам, до 12 декабря импортерам просто некому и некуда было платить этот сбор. И с 12 декабря появилась организация, куда нужно платить.
Сергей надеется, что не только они будут уведомлять импортеров флешек о новом сборе, но и те сами обратятся к ним, и добавил, что, «согласно законодательству, отчетный период, когда бы мы к ним ни обратились, начинается с 12 декабря».
Увеличится ли цена компьютеров и флешек?
Вознаграждение авторам будет заложено в цену устройств, с помощью которых можно записать музыкальные или видеопроизведения (например, компьютеры, смартфоны, пишущие DVD-плееры), и носителей информации, на которые это можно сделать (флешки, диски, видеокассеты и т.д.).
Эта норма прописана в ст. 35 Закона «Об авторском праве и смежных правах», вышедшего еще в 2011 году.
В частности, там говорится, что «за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений вознаграждение выплачивается изготовителями оборудования (аудио- и видеомагнитофонов и другого оборудования) и материальных носителей (пленок, кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и иных материальных носителей), обычно используемых для воспроизведения произведений в личных целях».
Интересно, что точного перечня устройств, подлежащих обложению, пока нет. Однако Сергей рассказал, что работа по закрытию всех юридических пробелов будет проведена в самом ближайшем будущем.
Норма сбора была определена еще в 2008 году — 0,1% от отпускной цены произведенного или импортируемого оборудования (компьютеров, планшетов, смартфонов) и 3% от цены носителей информации (флешки, диски и т.д.).
«Именно столько мы и будем пока взимать, — рассказал Кухто. — Однако, возможно, в будущем всё может поменяться. К примеру, похожие нормы вначале были в России, но потом было принято решение унифицировать обе ставки до 1%».
Однако совсем необязательно, что цена флешек увеличится на 3%. «Это уже право производителя — увеличивать отпускную цену для покупателей или уменьшить на соответствующую сумму свою прибыль», — пояснил Сергей.
Разве это справедливый сбор?
Новым сбором по закону облагаются все накопители и устройства, позволяющие записывать музыку и фильмы, независимо от того, будут они использоваться для загрузки контента или нет.
«В данном случае подобное обсуждение неуместно. Ведь Закон „Об авторском праве“, предусматривающий сбор, был принят еще в 2011 году, и тогда ведь никаких споров и возмущений не было», — считает Сергей Кухто.
«Ведь вариантов того, как учесть интересы авторов и исполнителей, не так и много. После многочисленных споров и обсуждений родилась такая форма. И я не могу сказать, что она оптимальная, однако это не белорусское или русское изобретение — подобная практика уже достаточно давно используется во всем мире. И если в Европе или США признали такую форму защиты авторов, почему бы ее не использовать и нам?
А насколько это правильно или неправильно — спорить может каждый, и при покупке флешки вы можете сказать: «Я не буду на нее копировать белорусскую музыку или фильмы». Но как мы можем это проверить? Закон принят, и его нужно соблюдать”, — уверен глава общества.
Кто выступил инициатором создания общества правообладателей?
По словам Кухто, здесь нет какого-то единого организатора: «Года два-три назад Алексей Дударев (знаменитый белорусский драматург. — Прим. ред.) с группой товарищей пытались реализовать это, но по каким-то причинам у них это не вышло. Позже случай свел меня с Алексеем, и было принято решение возобновить работу в этом направлении.
Понятно, что у авторов и исполнителей есть источники финансирования, но, к сожалению, они практически не получают за свою работу вознаграждения. Ну, кроме корпоративов, пожалуй. Но всем хочется жить по правилам, и по закону, который существует.
И поэтому эти вопросы постоянно всплывали: «Жалко, что закон существует, а механизма сбора нет». То есть инициаторами проведения всей этой работы выступили артисты.
Было большое собрание белорусских актеров и исполнителей — как известных, так и региональных, и на нем мы решили, что пора что-то делать”.
Кто будет контролировать честное распределение сотен тысяч долларов?
По словам главы Общества авторов, исполнителей и иных правообладателей, они ожидают поступления «сотен тысяч долларов в год».
Сумма немалая, и поэтому у плательщиков сбора и у получателей вознаграждений наверняка возникнут вопросы по поводу того, насколько прозрачным будет процесс распределения средств и кто его будет контролировать.
«Законодательство от нас требует, чтобы раз в год мы все свои денежные обороты публиковали, в том числе на своем сайте. Сколько мы денег собрали и как они были перераспределены между авторами и исполнителями, не пофамильно, конечно», — отметил Кухто.
По его словам, у каждого автора, сотрудничающего с обществом, будет личный кабинет на сайте, и он будет видеть размер начислений, за какой период они сделаны и за какие именно произведения:
«Главным органом нашего общества является общее собрание, куда входят артисты и исполнители, то есть те, кто заинтересован в корректной статистике. Как у любой организации, у нас есть органы управления и контроля, определяемые этим собранием. И понятно, что общее собрание вправе потребовать, чтобы мы предоставили полный отчет».
Как будут распределяться средства?
Сергей Кухто рассказал, что 25% всех полученных средств остается обществу. Пока в нем три человека, последние полгода эти три человека не получали за свою работу ни копейки:
«Мы уже разработали штатное расписание, и для нормальной полноценной работы обществу, когда механизм сборов полностью заработает, нужно минимум 23 человека. Здесь очень много работы для бухгалтеров и юристов.
Если сюда включить все накладные, хозяйственные расходы, аренду, то получаемой нами суммы будет категорически не хватать”.
По его словам, еще 65% будет уходить авторам и исполнителям, исходя из популярности их произведений, а оставшиеся 10% пойдут на социальные проекты. Это проведение конкурсов, фестивалей, поддержку молодых исполнителей и деятелей кино.
А как будет определяться популярность произведения? Кто получит больше — Солодуха или «Леприконсы»?
«От количества выпущенных автором за год произведений ничего не зависит. Важно именно фактическое использование. То есть вы можете писать хоть тысячу произведений в год, но при этом они не будут никому интересны, их коммерческая эффективность будет стремиться к нулю», — объяснил Сергей.
«А кто-нибудь придумает хит вроде „Лабутенов“, который будет звучать везде. И вот эта популярная песня заберет себе львиную часть всех отчислений. Разумеется, если ее автор и исполнитель заключили с нашим обществом соглашение. Это важное условие», — рассказал глава общества.
Как узнать фактическую популярность той или иной песни/фильма? Общество сейчас заключает договоры с интернет-ресурсами, которые официально размещают у себя аудио- и аудиовизуальные произведения, например с представительством YouTube в Беларуси.
«Кстати, мы подталкиваем наших исполнителей, чтобы они регистрировались на YouTube, так нам проще отслеживать популярность их песен», — добавил Сергей.
У нас ничего не знают об авторах песен и фильмов
По словам Кухто, производители песен и фильмов у нас находятся в тени, и мы мало знаем о том, кто пишет музыку/слова, кто аранжирует песню, записывает ее в студии. Мы видим, только исполнителей, которые и находятся на переднем плане. А если взять Европу или Америку, там всё происходит иначе:
«Основными там выступают звукозаписывающие компании, лейблы. Именно им, как правило, принадлежат права на произведения, именно они часто определяют, кому из исполнителей их «пула» достанется та или иная песня. И даже если отношения между лейблом и исполнителем разрываются, права на произведения остаются за компанией. Именно лейблы вкладывают деньги в музыкантов и в конечном итоге создают индустрию.
Я давно говорю, что, пока у нас не начнет развиваться музыкальная индустрия, все эти «сиюминутные работки» так и будут оставаться сиюминутными работками. А индустрия начнет появляться, когда возникнут юридические организации — продюсерские центры, звукозаписывающие лейблы, которые начнут собирать возле себя и молодых, и известных исполнителей. В Москве, например, их уже много — отсюда и гораздо более качественная музыка”.
Ради развития шоу-бизнеса в Беларуси
Сергей Кухто рассказал, что хочет, чтобы у нас тоже начал активно развиваться шоу-бизнес. Чтобы наши звукозаписывающие компании стали толкателями музыкальной культуры, музыкальной индустрии, а для этого им нужно хорошо зарабатывать: «Не просто получать деньги в конвертике от певцов, а полноценно легально зарабатывать. Поэтому из суммы к распределению 25% будет уходить звукозаписывающим компаниям, лейблам».
По его словам, для этого сначала нужно прийти к порядку, чтобы исполнители заключали договоры с компаниями-производителями, а не так, как это происходит сейчас. Аналогичного развития Кухто хотелось бы и в кинопроизводстве.
Сергей считает, что еще один плюс их появления в том, что теперь авторы слов и музыки приучатся заключать договоры с исполнителями по использованию своих произведений. Так как это поможет им зарабатывать с помощью общества: «Мы подталкиваем всех работать юридически грамотно».
«Хотелось бы обратиться ко всем творческим людям: приезжайте к нам, заключайте договоры с обществом. Это позволит получать вознаграждения за свою работу и развиваться дальше», — заключил Сергей Кухто. Связаться с представителями общества можно с помощью e-mail: [email protected] или по телефону 8 (017) 361-60-00.