На сайте президента нет объявления о приеме заявок на занятие вакантных должностей министров и их заместителей. Ни на одном из официальных сайтов белорусских властей нет описания критериев и требований к кандидатам на министерские посты. Сам Лукашенко также не пояснил, что такое «состоятельность» и являются ли профессионализм, научная подготовка и способность понимать причинно-следственные связи в экономике её частью.
Критерии определения состоятельности и профпригодности
На каждого потенциального кандидата на должность премьера, министров и их заместителей на столе у Лукашенко лежит пухлая папка. Наверняка, в ней есть мнения всех силовых трёхбуквенных организаций и оценки неких людей, к мнению которых глава страны прислушивается. Очевидно, в каждой персональной папке есть сочинение на вольную тему «почему я хочу стать министром», ведь Лукашенко приказал каждому потенциальному кандидату на VIP-начальника представить свое видение развития подведомственной структуры.
Судя по кадровой политике последних 20 лет, среди критериев оценки состоятельности кандидатов на руководящие должности в правительстве нет следующих критически важных факторов: 1) знания экономической теории, 2) знания экономической политики, позитивного и негативного опыта разных стран, 3) истории успехов (провалов) в органах государственного управления, 4) способности вести диалог с оппонентами и менять свою точку зрения под давлением очевидных фактов, аргументов, статистической информации, оценок экспертов и населения, 5) декларации о доходах, расходах и имуществе до работы в органах госуправления и на момент очередного назначения на высокий номенклатурный пост, а также 6) ответственности претендента на пост министра, тем более руководителя Совмина, за свои слова, 7) наличия конфликта интересов (родственники, друзья, которые могут быть прямыми бенефициарами от связей с министром), 8) владения иностранными языками и компьютерной грамотностью.
Чтобы белорусское правительство стало по-настоящему народным, чтобы сформировать к нему доверие, Лукашенко стоило бы провести открытый кастинг, возможно даже, с элементом народного голосования. Как при выборе кандидата на «Евровидение». Задать людям вопрос, кого бы они хотели видеть на должности премьер-министра, министра финансов и министра экономики, например, предварительно представив им подробную информацию по всем семи выше перечисленным факторам. Вот тогда бы мы узнали всю правду о кадровой политике президента, о том, кто его советники, и в чьих руках находится белорусская экономика.
Проанализируем результаты работы экономики, действия и слова VIP-чиновников, которые сегодня претендуют на высокие посты, проверим их на состоятельность и профпригодность. Мы не будем определять, кто достоин и способен занять высшие посты в правительстве, точнее в его экономическом блоке. Мы вычислим, кого в Совмине, Администрации президента и других органах госуправдения точно быть не должно.
Десятка несостоятельных и непригодных
Разумно предположить, что в правительстве и в экономическом блоке Вертикали в целом не должно быть людей, которые своей предыдущей деятельностью на разных постах привели Беларусь в глубокую рецессию.
Большими начальниками не должны быть те, кто хронически не выполняет обещания, кто бросает слова на ветер, кто совершил теоретические и практические ошибки, которые нанесли нашей стране большой ущерб.
Очень важно не допускать в экономический блок Вертикали тех, кто обосновывал курс развития страны — «не за цивилизованным миром», а в видоизменённый Совок. Разумеется, отсутствие прозрачности в личных финансах и имуществе, сокрытие конфликтов интересов и грубого лоббирования интересов отдельных коммерческих структур является однозначным запретом на работу в органах государственного управления. Каждый кандидат на пост министра должен пройти тест на базовые знания экономики. Его непрохождение равнозначно профнепригодности.
Вот как выглядит первая десятка чиновников, которые не соответствуют восьми вышеперечисленным критериям для получения должности в экономическом блоке Совмина и Администрации президента. С их резюме и кредитной историей работы на разных должностях путь в правительство реформаторов должен быть заказан.
1. Михаил Мясникович. «Серый кардинал» белорусской власти. Сросся с Лукашенко. Поговаривают, что он по многим вопросам стал его шеей, которая вертит головой туда, куда надо ему. Многоликий Янус. Талантливый манипулятор, изощренный строитель запутанных номенклатурных сетей. Профессор, который с одинаковой легкостью оправдывает Госплан и рынок. Премьер-министр четвертой пятилетки, которая проложила Беларуси дорогу в рецессию.
В феврале 2012 г. Мясникович заявил: «У Совета министров есть программа, есть позиции, мы знаем, как повышать доходы людей и укреплять экономику государства». No comment.
В июне 2013 г. он требовал: «Прошу не тратить время на рассуждения о том, что задания и задачи будет трудно выполнить. Да, сложно, трудно, но надо. И делать это не ради цифр отчета, а для развития экономики, которая обеспечивает благосостояние нашей страны и ее граждан». No comment.
В мае 2014 г. он констатировал: «Результаты прошлого года и четырех месяцев текущего свидетельствуют о том, что традиционная модель развития промышленного комплекса исчерпала себя». Она-то себя исчерпала, а её основной идеолог и научный куратор Мясникович, получается, молод и бодр, как огурчик?
Мясникович прочно ассоциируется с циничной, консервативной, высокомерной бюрократией, которая стоит на низком старте и готова к номенклатурной прихватизации.
2. Семен Шапиро, нынешний глава Минской области. Имеет богатый опыт работы на высоких должностях в правительстве. Был министром сельского хозяйства. Сельское хозяйство сумело пережить его железную хватку. Копирует поведение и повадки президента. Склонен к нарушению прав собственности. Сторонник государственного бизнеса и огосударствления всего частного. Руководитель советской ретроэпохи. Не воспринимает диалог с нижестоящими и не своим начальством как формат общения. В знаниях современных тенденций экономики, равно как и экономической теории, замечен не был.
3. Александр Косинец, нынешний глава Администрации президента, бывший глава Витебской области, был вице-премьером. Ярый, убежденный сторонники Госплана и государственной централизации в экономике. Хороший враг — никудышный экономист. Опасен своей пролетарской прямотой, рубит с плеча, не представляя последствий для экономики в целом.
4. Валентин Чеканов, министр торговли. Человек, под непосредственным руководством которого власти изнасиловали институт рыночной цены. Жесткое государственное регулирование розничной торговли выхолостило смысл «частный магазин», «частное кафе». Когда предпринимателю сверху спускают ассортиментные перечни, навязывают цены, определяют порядок размещения товаров на полках, частной собственности нет. Чеканов персонифицирует грубый марксизм с извращениями, приобретенными во время работы в Управлении делами президента и в «Белбакалее» навыками управления государственной собственностью.
5. Марианна Щеткина, министр труда и социальной защиты. Инженер, учитель физики в школе, минский чиновник, которая намедни объявила о совершении Беларусью гендерного прорыва. Резким взлётом карьеры она обязана главе государства. Она относится к экономике и социальной политике, как Лидия Ермошина к избирательному праву. Готова выполнить любой приказ вышестоящего начальства. Она относится к экономической науке примерно так же, как А. Лукашенко к демократии.
6. Владимир Семашко, вице-премьер. Честный, трудолюбивый, но по ценностям и знаниям экономики — настоящий Владимир Ильич. Работал на «Горизонте» — сегодня телевизионное производство в Беларуси почти мертво. Был министром энергетики — до сих пор энергетический сектор работает по советским лекалам. Долгое время был вице-премьером, куратором промышленности — сегодня «флагманы» индустрии превратились в бюджетных иждивенцев. Номенклатурное рвение, человеческая честность и теоретическая безграмотность создали опасный источник власти государства над экономикой.
7. Владимир Зиновский, министр экономики. Законченный статист и этатист. Даже среди боящихся паблисити чиновников выделяется своей интровертностью. Исполнитель чужой воли, а не стратег. Бюрократ, а не ученый. Делает ставку на статус-кво, а не на реформы. В лучшем случае занимается словесной эквилибристикой. В худшем варианте блокирует всё новое, инновационное и выходящее за рамки президентского одобрямс.
8. Сергей Румас, глава ОАО «Банк развития», стойкий и верный товарищ Мясниковича, сторонник «канализации» бюджетных ресурсов в частные коммерческие проекты, активный лоббист интересов финансового сектора. Флёр рыночника скрывает классическую натуру сторонника обширного государственного интервенционизма. Не перечит начальству. Склонен к интерпретации его воли в свою пользу, за счёт чужих ресурсов.
9. Михаил Русый, вице-премьер, куратор агропромышленного комплекса, министр разных министерств, бывший депутат, бывший партийный работник. В знаниях экономической теории не замечен. Плоть от плоти лоббист колхозно-совхозной системы разрушения с/х производства. Противник частной собственности на землю, свободного ценообразования и открытой торговли. Это как раз тот случай, когда «хороший мужик» — это очень мало для министерской должности.
10. Андрей Кобяков, и. о. премьер-министра. В каких только кабинетах не сидел этот чиновник: был начальником в Рогачёвском горкоме партии, в КГК, «Беллегпроме». Был и министром экономики, и вице-премьером, и главой Администрации президента. Мастер создавать иллюзию умных отчетов и докладов. Один из самых заметных продавцов воздуха под видом интеллектуального. Может возглавить что угодно — всё равно после его ухода будет только хуже.
Уместно дополнить список еще один коллективным субъектом.
11. Силовики и контролеры, т.е. люди в погонах. Погоны на плечах и фуражка на голове в белорусских условиях несовместимы с требуемыми знаниями в области экономической теории и политики, тем более для проведения давно назревших структурных реформ. Лояльность, исполнительность, даже честность в следовании букве закона не являются основанием для назначения этих людей на должности в экономическом блоке Вертикали. Пусть лучше занимаются своим делом — безопасностью жизни и собственности граждан.
Понятное дело, что никого из бывших членов правительства, руководителей Вертикали, облисполкомов и Мингорисполкома возвращать в Совмин не надо. Они даже по меркам нынешней Вертикали свой вред для белорусской экономики уже сделали.
Представленная десятка чиновников является несостоятельной, если речь идет о проведении рыночных реформ, либерализации экономики и раскрепощении бизнеса. Очевидно, Лукашенко ставит перед собой другие цели. Поэтому высока вероятность, что, как минимум, половина из вышеперечисленных товарищей станут министрами и большими начальниками в Вертикали. Это будет знак для белорусов и для внешних кредиторов о том, что надежды на национальную экономику по науке, здравому смыслу и совести окончательно развеялись.
Об авторе.
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.