– Сейчас проходит кампания по выдвижению Николая Статкевича кандидатом от оппозиции на президентский пост. Может ли это помочь политзаключенному выйти на свободу?
– Безусловно, может. Во-первых, это кампания солидарности, а только под давлением политзаключенные в Беларуси оказываются на свободе. Так было в прошлые разы, когда десятки политзаключенных вышли из тюрем благодаря общественному и европейскому давления. Это первая причина. Вторая – после Украины, нормандских форматов и “кофе ведрами” европейцы зачастили в Минск, и условие освобождения политзаключенных для полноформатных отношений никто не отменял. Таким образом, освобождениеСтаткевича остается условием Евросоюза.
– Возможно, власть и сама хотела бы поскорее освободить Николая Статкевича, но не знает, как это сделать, чтобы, как говорят, не испортить свой имидж? Могут здесь найти некое компромиссное решение?
– Насколько я слышал, сейчас рассматривается вариант о том, чтобы Николая перевести на “химию”. С одной стороны, он будет полностью связан, а с другой, к нему можно будет приезжать и так далее. Такой определенный половинчатый вариант. Возможно, по этому сейчас торговля и идет. Точно не знаю, но похоже на то. Но на самом деле нужно не только освобождение, но и реабилитация Николая Статкевича и остальных политзаключенных. Поэтому, думаю, кампания по освобождению Статкевича должна идти, во-первых, под лозунгом: “Освобождение всех политических заключенных, которые сейчас есть в Беларуси”. Во-вторых, также с требованием их полной реабилитации.
– Но существует мнение, что из-за событий в Украине, Европе сейчас не до “политических” в Беларуси. Мол, этот вопрос отошел на второй план…
– Известно, что геополитика всегда для политиков важнее, чем какие-то моральные вещи, завязанные на достоинство и на судьбы отдельных людей. Но все-таки Европа основывается на христианских ценностях. И отбросить моральную причину Евросоюз, который оглашает личность главной ценностью, не может.
Поэтому вся сумма усилий Европы не позволяет начать полноформатный диалог и решить многие важные вопросы без освобождения политических заключенных. Я думаю, что белорусская власть это прекрасно понимает.