Многие заметили, что в Беларуси в последние несколько лет, как грибы после дождя, открываются магазины по продаже бывшей в употреблении одежды.
Например, в Пинске на сегодняшний день работает 55 подобных торговых объектов. Причём, зачастую они размещаются на довольно престижных пешеходных улицах, а площадь самого большого из них – 650 квадратных метров.
Маркетинг продавцов бэушного товара довольно агрессивный, в местных СМИ постоянно рекламируется дни привоза новых партий одежды и постоянные скидки на непроданный товар.
Рост числа магазинов секонд-хенд заметила новая глава концерна Беллегпром Татьяна Лугина, которая недавно высказала свою точку зрения по торговле одеждой секонд-хенд.
По мнению чиновницы, этот вопрос требует дополнительного регулирования. Надо выяснить условия входа этой продукции на рынок Беларуси. Узнать как она классифицируется и инвентаризуется, что реально входит в подкатегорию секонд-хенд, какими таможенными пошлинами облагается.
Экономист Леонид Фридкин рассказал в своём блоге о том, как попадает одежда секонд-хенд в нашу страну и показал динамику роста импорта этого товара.
Как ввозят б/у одежду в Беларусь. Не контрабандой
«Секонд-хенд» классифицируется как обычная товарная позиция по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС): «одежда и обувь б/у», код 6309.
Относят к ней только одежду и обувь с признаками значительного износа, поставляемую навалом или в тюках, в мешках или аналогичной упаковке. Так что ввезти под видом секонд-хэнда одежду с бирками, ценниками, сложенную ровными стопками, в упаковке и так далее нельзя – такой товар конфискуют.
Растамаживать одежду б/у (кроме ввозимой в качестве иностранной безвозмездной помощи) можно только в строго определённых пунктах таможенного оформления «Белтаможсервиса».
При ввозе взимается таможенная пошлина –15% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро/кг. Плюс ввозной НДС 20% и таможенный сбор 50 рублей. Пошлины на новую одежду, согласно ЕТТ, в основном 10-15%, но не менее 1,3 – 2,2 евро/кг.
Сертификация для таможенного оформления секонд-хенда в Беларусь не требуется. Но при ввозе надо иметь документ от поставщика, подтверждающий, что вся партия товара дезинфицирована.
Откуда везут б/у одежду в Беларусь? Даже из Гондураса
Основные поставки осуществляются из стран ЕС – 97,5%. География тут забавная. Почти 5,7 тысяч тонн ввезено из Германии, 2,16 тысячи тонн из Нидерландов, 2,4 тысячи тонн – из Литвы, 1,1 тысячи тонн – из Латвии, 145 тонн – из Италии, 80,1 тонн – из Великобритании, 64,8 тонн – из Гондураса, 46,9 тонн – из Швеции, 32,4 тонн – из Омана, 21,1 тонн – из Швейцарии, 13,6 тонн – из Китая.
Госпредприятия лёгкой промышленности неэффективны
Леонид Фридман обращает внимание на сотни миллионов долларов неэффективно «вбуханных» в швейные, прядильные, льноперерабатывающие и прочие предприятия концерна. Но, многие из них, до сих пор не вылезают из долгов и убытков.
В 2018 году 54,9% проданной в белорусском ритейле обуви и 56,2% трикотажной одежды были импортными. Победила любовь только к отечественным чулочно-носочным изделиям (83,7% отечественные) и, к нижнему белью – 71%.
За 10 лет импорт секонд-хенда вырос в три раза
За это время в Беларусь ввезли бывшей в употреблении одежды почти на 270 миллионов долларов.
По данным Белстата, за 10 лет стабильности и процветания импорт секонд-хенда у нас вырос более чем в 3 раза. В прошлом году в Беларусь его было завезено 47,4 тысяч тонн почти на 74.3 миллиона долларов США, причём если по количеству объём вырос всего на 5,2%, то по стоимости – в 1,5 раза.
В текущем году поток не прекращается. В 1 квартале 2019 года предприниматели успели завезти в страну еще 10,7 тысяч тонн «бэушной» одежды – почти столько же, сколько в январе-марте 2018 года.
Но её стоимость снова выросла почти на 20% – до 17,8 миллионов долларов. А всё потому, что секонд-хенд подорожал на 19,3%.
Всего за 10 лет в Беларусь ввезено б/у одежды на 269,2 миллионов долларов США.
Бурный рост числа магазинов одежды секонд-хенд, показывает реальный уровень доходов населения.
Получается, что бурный поток секонд-хенда не вяжется с восторженными реляциями о поступательном росте благосостояния населения, его реальных доходов и номинальных зарплат.
Если эту тему рассмотреть более тщательно, то, чего доброго, окажется, что благосостояние широким массам и не снилось. Есть небольшая группа граждан, которая процветает, обеспечивая средний рост «номинальной зарплаты». А многие белорусы могут позволить себе одежду секонд-хенд, так как высокая мода родного легпрома им попросту не по карману.