Александр Лукашенко впервые открыто атаковал неожиданных звезд этой избирательной кампании — Виктора Бабарико, Валерия Цепкало, Сергея Тихановского. Все трое были густо обмазаны грязью.
Как минимум двоих (экс-банкира Бабарико и ставшего кумиром улицы блогера Тихановского) официальный лидер изобразил креатурой Москвы. А на Цепкало, мол, просто есть компромат.
Этот наезд с употреблением оскорбительной лексики (было упомянуто, например, про «одного шелудивого, иначе не назовешь, который тут ходит, кричит по Минску больше, да и в других городах») показывает, что ход кампании сильно не устраивает действующего президента. С его точки зрения, что-то явно пошло не так.
Слишком эмоционально для инсценировки
На старте кампании иные конспирологи быстренько сделали вывод, что все эти якобы конкуренты Лукашенко на самом деле марионетки власти, каждая играет строго отведенную роль. Но сегодняшние эскапады официального лидера, прозвучавшие на столичном тракторном заводе, пожалуй, слишком грубы и искренни, чтобы трактовать это как тонкий, продуманный спектакль, часть утвержденного сценария. Белорусский вождь импульсивен, и довольно очевидно, когда он действительно раздражен, гневается.
В этом плане показательна также прозвучавшая на днях реплика главы государства о тех участниках кампании, которые «выскочили из-под плинтуса неожиданно».
Короче, похоже на то, что жизнь и в этом случае оказалась богаче схем обозревателей. Марионетки вряд ли вызвали бы у главы государства такие бурные эмоции. Ну, или остается предположить, что какие-то фигуры перестали быть управляемыми. Или что действительно кто-то управляется извне.
При этом Лукашенко, вероятно, не разобрался в смысле заявления Бабарико о том, что тому предлагали пост премьера. Бабарико, скорее всего, имел в виду переговоры с командой кого-то из других претендентов, то есть шла речь о распределении постов после гипотетической победы, делилась шкура неубитого медведя.
Действующий же президент обвинил бывшего банкира во лжи. И возмущенно заметил, выступая на тракторном, что «только один человек по Конституции имеет право предложить должность премьер-министра и внести кандидатуру в парламент для утверждения. Я никому ничего не предлагал».
Далее прозвучало: «Вы знаете, на чьи деньги он баллотируется». Контекст не оставлял сомнения, что речь идет о России. И наконец, последовал дружеский совет: «Этому банкиру впору подумать, где он будет работать после выборов».
Из этой реплики следует, что трудоустройства Бабарико после 9 августа в качестве нового президента Беларуси ее нынешний руководитель в принципе не допускает.
Улица явно напрягает власть
Но самых жестких эпитетов удостоился, несомненно, заводила уличной активности Тихановский. В эти дни он колесит по городам, собирая очереди желающих подписаться за его жену Светлану. Самому ему зарегистрировать инициативную группу не дали, но тут получилась классика: муж и жена — одна сатана.
Наверху, пожалуй, уже кусают локти, что дали маху и зарегистрировали группу Светланы Тихановской. Ведь так получил легальную крышу для широкого общения с народом именно он, уличный смутьян, пустивший в массы обидную кричалку про таракана (аллюзия на сказку Чуковского). А символом протеста против надоевшей власти стали вроде уж совсем безобидные тапки — как бытовое орудие борьбы с насекомыми.
И этот уличный движ явно напрягает властную верхушку. «Шелудивыми» официальный лидер обычно называет самых нелюбимых, цепляющих за живое персонажей.
Тихановскому Лукашенко тоже спешит приклеить ярлык московского кадра. Он упомянул об интервью, которое взял у блогера «Коммерсантъ»: «Это вроде независимая газета в России. Но мы знаем, кто ее финансирует». То же было сказано и о самом авторе ютуб-канала «Страна для жизни»: «Но мы знаем, на чьих машинах он ездит, кто его финансирует. Мы знаем, откуда он приехал, какое у него гражданство и прочее… Мы все это знаем».
Пропаганда получила ориентировку?
Ну, не имей Тихановский белорусского гражданства, его инициативную группу зарубили бы на безупречно законном основании, а не под тем скользким предлогом, что нет личного автографа под заявлением в ЦИК (не расписался, поскольку сидел на сутках).
Да и интерес российской прессы к ярким фигурам белорусской предвыборной кампании — еще не доказательство, что это агенты «Газпрома» и Кремля. Однако густая тень брошена.
Похоже, государственная пропаганда получила таким образом четкие ориентиры, кого как мочить. Действительно, Бабарико никак не отвертеться от того факта, что он двадцать лет возглавлял «Белгазпромбанк», дочку российской структуры, а Тихановскому — от своего бизнеса и знакомств со знаменитыми людьми в Москве. И поди докажи, что ты не верблюд, а честный гражданин Беларуси, дерзнувший бросить перчатку режиму ради блага самих же белорусов, а не для сдачи синеокой республики в лапы империи.
Ирония момента в том, что много лет именно Лукашенко позиционировал себя лучшим другом Кремля, топил за братскую интеграцию. Теперь же вот жизнь заставила официального лидера дрейфовать в нишу защитника независимости и рисовать оппонентов коварными агентами восточной соседки.
Президент сбросил маску равнодушия
Интрига же момента в том, решится ли действующий президент дать отмашку на регистрацию кандидатами Бабарико и Цепкало (если его не очень большая группа соберет сто тысяч подписей). У Банкира, во всяком случае, сбор подписей идет со свистом.
Вторая интрига — решатся ли «закрывать» ставшего занозой Блогера. Сбор подписей будет идти только по 19 июня. Потом, если Тихановскую не зарегистрируют кандидатом, легальная крыша для уличных акций у ее мужа исчезнет.
Однако он явно вдохновлен колоссальной поддержкой. И выказывает надежду, что власти не осмелятся бросать на нары столь популярную фигуру: «Я уже не боюсь сесть по уголовному делу, по массовым, скажем, беспорядкам. Я не думаю, что белорусы позволят это сделать».
До сегодняшнего дня Лукашенко старался сохранять маску равнодушия к предвыборной суете. Давал понять, что возня политических карликов его, могучего и несгибаемого, абсолютно не колышет. Сегодня стало ясно, что очень даже колышет. И карлики, видимо, не такие уж карлики.
Но когда вождь чувствует реальную опасность, он действует безжалостно. Тон сегодняшних откровений не обещает попавшим под вербальную раздачу ничего хорошего.
И, возможно, нехорошее уже началось: когда дописывался этот текст, пришло сообщение, что Тихановского задержали в Гродно.