Режиссёр спектакля «Радзiва «Прудок» Роман Подоляко рассказал Медиа-Полесью о постановке, истории её создания и планах на будущее.
Напомним, в субботу, 20 июля, в Пинском доме культуры и отдыха состоялся показ спектакля «Радзiва «Прудок», который презентовал Купаловский театр. Наш корреспондент пообщался с его режиссёром незадолго до начала постановки.
– Роман, что стало отправной точкой для создания спектакля?
– Этот проект возник не сразу. Он начинался с того, что автор книги «Радзіва «Прудок» Андрусь Горват работал дворником в нашем Купаловском театре в Минске. Мы его лично не знали. Он ходил в малиновых джинсах, в кепи и не был похож на дворника.
Потом Андрусь уехал в деревню своего деда под названием Прудок и начал там писать небольшие тексты в социальных сетях о деревенской жизни и её жителях. Пользователям нравились эти посты. Когда Андрусь предложил выпустить книгу, они поддержали его, собрав на специальной интернет-площадке деньги на издание первого тиража.
Книга появилась в продаже в Беларуси и имела потрясающий успех среди читателей. Её несколько раз переиздавали, на автограф-сессиях автора стояли очереди, чтобы подписать книги у Андруся.
Затем Роман Подоляко вместе с Михаилом Зуем по мотивам книги сняли короткометражное кино «Егор».
– Через год я пришёл к нашим коллегам из компании velcom | A1, – продолжает Роман и предложил поставить спектакль:
– На тот момент у меня не было опыта постановки масштабных спектаклей. «Радзiва «Прудок» стал моим дебютом в качестве режиссёра. Компания поддержала мой проект, теперь спектакль известен по всей Беларуси.
– Расскажи, о чём твой спектакль?
– В спектакле рассказана история молодого человека (прообразом главного героя стал сам Андрусь Горват. – Прим.авт.), про дауншифтинг. Это не столько история про возвращение к плугу и косе, сколько возвращение к самому себе через деревню как место, где жили его предки. Это не означает, что, уехав из города, человек замкнулся в себе, деревенской работе и не видит, что происходит вокруг, в мире. Он может быть сегодня в Прудке, а завтра полетит в Париж, а через какое-то время снова вернётся.
Андрусь Горват говорит, что Прудок – это то место, где он может писать, создавать. Для него это такое место силы. Где ему нравится, где ему комфортно, где он ощущает себя дома. Это ощущение дома и является самым главным. То место, которое притягивает, в котором он может раскрыться, в котором исчезают его комплексы, страхи, ужасы. Это не про «урбанизация отменяется», а про то, что есть некий культурный код, который присутствует в деревне, о котором мы, может быть, подзабыли.
– Роман, для кого ты создавал спектакль?
– Изначально он создавался для Беларуси и белорусов. Конечно, мы хотели бы представить спектакль на зарубежном фестивале. Но мне кажется, что это белорусская тематика. Во-первых, это Полесье, во-вторых, это все белорусские герои.
Мы живём на своей земле и должны нести за неё ответственность. Ответственность в добром смысле слова. За культуру, за то, что знаем своих дедов, прапрадедов и так далее. Знаем, что здесь происходило. Что наша история начинается не 100, и даже не 200 лет назад.
Вот из таких кирпичиков, как мне кажется, и собирается то, что называется Беларусь. На наш взгляд, это такая метафора, когда человек летит в деревню, как на другую планету. Это наше мировоззрение, наш взгляд на книгу Андруся.
– Автор книги принимал участие в работе над спектаклем?
– Я приглашал Андруся присоединиться к постановке проекта. Он ответил: «Я написал книгу, на этом моя история закончилась. Я не буду вам помогать. Делайте проект сами. Это будет ваш продукт, ваше виденье, ваша рефлексия на мою книгу». Тем самым Андрусь дал нам с Михаилом Зуем карт-бланш. Мы сделали из этой книги то, что нам надо, и это понравилось зрителям, на всех показах этого спектакля наблюдаются аншлаги.
Испания оштрафовала пять бюджетных авиакомпаний — Ryanair, EasyJet, Vueling, Norwegian Air и Volotea — за…
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.