Категории: ОбществоПолешуки

Редкие кадры из архива Александра Сержпутовского из экспедиции по Полесью в начале ХХ века

В исторических архивах не так много изображений, которые описывают жизнь белорусов во времена Российской империи. Поэтому каждая находка воспринимается на вес золота. Эти кадры - из Лунинецкого района, относившегося в начале прошлого века к Мозырскому уезду Минской губернии.

 

Белорусский архив Сержпутовского насчитывает 470 снимков. Большинство из них сделаны на родине: Александр родом из Слуцкого уезда, учился в Несвижской семинарии, преподавал на Мозырщине и Случчине, затем работал в Минске, откуда уже переехал в Санкт-Петербург. В 1906‑м Совет Этнографического отдела Русского музея откомандировал Сержпутовского в Минскую губернию для сбора предметов по этнографии белорусов.

В 1910‑м Сержпутовский снова работал в Минской губернии, запечатлев жилые, хозяйственные и культовые постройки, средства передвижения, различные занятия и жителей в селе Чучевичи.

Сегодня самая отдалённая точка в Лунинецком районе включает  две деревни – Большие и Малые Чучевичи. Эти деревни и сейчас помнят и развивают традиции предков. А мы приводим уникальные кадры из прошлого с описаниями автора.

 

Ученики народного училища с вербами в руках в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский/collection.ethnomuseum.ru

Волостной старшина, писарь и судьи в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

Сарай в крестьянском хозяйстве в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

«Гумно и озерод; на переднем плане — плотина и мостик» (из описания Сержпутовского в коллекционной описи).

«Кроме двора, при каждой усадьбе белоруса имеется „пригмень, прыгумеча“, или гумно. Центральным зданием является гумно — хлебный сарай или ток, т.е. сделанная из глины площадка для обмолачивания хлебов. Полесское гумно очень небольших размеров (9−10×10−12 арш.), по сравнению с гумнами беларусов-полешуков, живущих в более сухих полевых местах (северная часть Минской губернии). Дело в том, что последние занимаются преимущественно земледелием, собирают значительное количество хлеба и хранят его до молотьбы исключительно в гумнах. Полесские же гумна служат только для обмолачивания зерновых хлебов, которые хранятся иногда в течение нескольких лет не в гумне, а в „стогах“ — скирдах на полях и на „пригумечах“. Рядом с гумном на пригумече сооружают „азероды“, или „переплеты“. Это приспособления для просушки снопов хлеба» (Александр Сержпутовский, «Полешуки-беларусы (этнографический очерк)»).

 

Отец с малолетними сыновьями в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

Мать с детьми в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

Курная изба и сени в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

«Сенячки, сени, сенцы — никогда не являются самостоятельной постройкой, а постоянно служат дополнением к хате. <…> Сени имеют вид прямоугольного сруба, который состоит из трех стен. Четвертой стеной сени примыкают к хате. <…> В сенях, как и в избе, устраивают „вышки“ — палати и отгораживают чуланы, из которых и развилась „камора“ — кладовая для хранения домашнего скарба. <…> В сенях и каморе хранятся различные домашние вещи и настилаются полы, располагаются кровати для спанья. Летом в сени выносят стол, ставят скамьи, таким образом превращают это помещение в жилище. Сени — это, так сказать, дача полешука, на которой он проводит летние месяцы» (Александр Сержпутовский, «Полешуки-белорусы (этнографический очерк)»).

Телега, запряженная волами, в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

Молодая женщина в праздничном наряде в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

Кресты и надгробия на кладбище в селе Чучевичи, Мозырский уезд, Минская губерния, 1910 год. Фото: Александр Сержпутовский / collection.ethnomuseum.ru

Чучевичи и сегодня остаются колоритными и неповторимыми.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.

Поделиться

Последние новости

12 интересных вариантов посуды, которая радует глаз

Интересные формы, качественные материалы и, конечно, классный дизайн.

1 час назад

Пожар на улице Гастелло в Лунинце унес жизнь хозяина дома

20 ноября в Лунинце произошла трагедия: в результате пожара в жилом доме на улице Гастелло…

1 час назад

Студент присвоил $5000 пенсионерки, купил iPhone и уехал Пинск, но был задержан

Посредник телефонных мошенников решил присвоить себе пять тысяч долларов, обманом полученных от пожилой минчанки. Он…

2 часа назад

КГБ в рамках учений ввел режим контртеррористической операции с усиленным контролем в Гродно

КГБ ввел режим контртеррористической операции на территории Гродно и Гродненского района в рамках командно-штабных учений…

2 часа назад

Памяти Михаила Еремеца: ученого из Пинска, изменившего науку о сверхпроводимости

16 ноября в Германии на 75-м году жизни скончался Михаил Еремец — выдающийся белорусский физик,…

4 часа назад

В сети появилась запись, как утверждается, телефонных переговоров Лукашенко и Пригожина во время мятежа ЧВК Вагнера в России

В российских телеграм-каналах 20 ноября начала распространяться аудиозапись, как утверждается, переговоров Александра Лукашенко и бывшего…

6 часов назад