8 ноября 2024, пятница17:28

В стране и мире

Разбираемся в термине «всепогодное партнерство»: военный эксперт объясняет связи между Беларусью и Китаем

17 августа 2023, 17:22

Александр Лукашенко и министр обороны Китая Ли Шанфу во время встречи в Минске, Беларусь. 17 августа 2023 года. Фото: president.gov.by

Александр Лукашенко и министр обороны Китая Ли Шанфу во время встречи в Минске, Беларусь. 17 августа 2023 года. Фото: president.gov.by

За дежурными фразами о дружбе, партнерстве и сотрудничестве действительно стоит давнее и активное партнерство в военной сфере.

Эксперт объяснил  независимому изданию, что связывает военных Китая и Беларуси.

Министр обороны Китая Ли Шанфу прилетел в Беларусь на три дня: ожидается, что в стране он пробудет с 16 по 18 августа. Он уже встречался с Александром Лукашенко и Виктором Хрениным, но еще не улетает: анонсировали посещение военных объектов.

Об итогах переговоров обе стороны рассказывают общими фразами про мир, дружбу и реализацию договоренностей, но конкретные результаты не озвучивают. Тесные беларусско-китайские отношения – не новость: сам Ли Шанфу напоминал, что еще в прошлом году Китай объявил, что с Беларусью имеет «всепогодное и всеобъемлющее стратегическое партнерство». Это значит, что политические, экономические и военные вопросы решают независимо от международной ситуации.

Может, визит связан с теперешними событиями вокруг Беларуси? Война в Украине, вагнеровцы в Беларуси, планы по размещению российского ядерного оружия, угроза полного закрытия границ с Евросоюзом?..

Беларусский военный эксперт в комментарии независимому изданию высказывает сомнения: как Китай будет влиять на события вокруг Беларуси? Китай физически далеко, вряд ли станет забрасывать в Беларусь свои войска или отговаривать от размещения ядерного оружия.

«На то, что является российской епархией, я думаю, Китай из-за своей отдаленности вряд ли может повлиять», – считает эксперт.

Китай, продолжает он, заинтересован в Беларуси в геополитическом смысле: это центр Европы, через Беларусь можно проникать в том числе на российский рынок и на рынки государств Центральной Азии. Но у Китая не должно быть политических вопросов к Беларуси: власти Беларуси поддерживают территориальную целостность Китая и заявляют, что Тайвань это часть КНР (а ряд стран считает, что Китай может начать войну против Тайваня), поддерживают внутреннюю политику Китая, в частности относительно Синьцзян-Уйгурского автономного района (а ряд стран считает, что там прямо сейчас происходит геноцид народа уйгуров).

Скорее, речь идет о расширении военно-технического сотрудничества и космических проектов, которому удаленность стран не мешает, говорит эксперт: для Китая Беларусь – важнейший источник ряда военных изделий и технологий. Возможно, Китай хочет от Беларуси что-то вроде увеличения количества продукции для своих спутников или хочет посмотреть на станцию предупреждения ракетного нападения – Китай сам собирается строить такую систему.

Александр Лукашенко и Си Цзиньпин на встрече в Пекине, Китай. 1 марта 2023 года.
Фото: president.gov.by

Хоть сейчас Китай сам научился производить многое по технологиям, полученным от Беларуси, «как бы в благодарность» Китай объявил Беларусь своим «железным партнером» и «всепогодным партнером», считает эксперт. Такой ранг партнерства у Китая только с Беларусью и Пакистаном – даже с Россией ранг партнерства ниже.

К тому же, президент Соединенных Штатов Джо Байден пока не добился встречи с руководителем Китая Си Цзиньпином. А Лукашенко Си принимал «со всеми подобающими почестями». Этим, считает эксперт, Китай показывает, что Беларусь для него важный партнер, что заслуги Беларуси для Китая ценят.

Военное сотрудничество Китая и Беларуси более важное, чем может казаться

Эксперт вспоминает, что Александр Лукашенко впервые посетил Китай еще в бытность депутатом Верховного совета Беларуси – вероятно, уже тогда решил, что надо делать ставку на растущий Китай, в отличие от бывшей в суровом кризисе России. Ведь и Россия, и Китай – постоянные члены Совета безопасности Организации объединенных наций, а Беларуси было бы неплохо заручиться поддержкой сразу двух из пяти постоянных членов этого совета.

Александр Лукашенко и глава КНР Цзян Цзэминь на встрече в Пекине, Китай. Январь 1995 года.
Фото: president.gov.by

Ради дружбы с Китаем, как говорит собеседник, Лукашенко пришлось пойти на «неординарный шаг». После того, как Китай в 1989 году жестоко подавил протесты, буквально давил танками восстание студентов и интеллигенции на площади Тяньаньмэнь, западный мир заблокировал ему поставки всех военных технологий и техники. Беларусь же располагала рядом технологий, вооружений и компетенций с советского времени – по меркам Китая, еще довольно передовых.

С приходом Лукашенко к власти начался процесс передачи Китаю военных технологий: к примеру, технологий производства специальных колесных тягачей и ракетных шасси. На таких шасси сейчас ездят российские ракеты «Ярс», раньше – «Тополь». Аналогичные шасси, вспоминает эксперт, Беларусь дала Китаю «вместе с заводом» – в Китае создали совместное предприятие, Китай скоп­ировал технологии. А ракеты на этих шасси во многом составляют основу китайского ядерного потенциала.

Беларусь в советские времена также производила системы оптического зондирования земли – спутниковой разведки. Эти аппараты Беларусь производила для Китая – особенно когда Россия перестала делать такие спутники сама, главным клиентом стал Китай, в акционерном обществе «Пеленг» был построен специальный завод. Китай сейчас обладает большим потенциалом спутниковой разведки, может производить цифровые карты для наведения своих ракет.

Кроме того, Беларусь разрабатывала для Китая программное обеспечение систем управления войсками, авиацией, артиллерийским огнем, были и другие военные проекты.

РСЗО «Полонез».
Фото: «Ваяр»

В ответ Китай начал поставлять Беларуси свои технологии, как то для производства ракетного комплекса «Полонез» (пусковой установки на беларусском шасси для запуска китайских ракет), ряд важных военных комплектующих и электронных компонентов.

Эксперт резюмирует: практически все военные институты Беларуси, которые «достались от Советского Союза», в 1990-х и в середине 2000-х работали по китайским заказам, за счет этого сохранились. Сейчас идет взаимовыгодное сотрудничество, есть тенденция к его расширению. Поэтому министр обороны Китая и приехал в Беларусь на такой длительный срок – даже на больший, чем в Россию. Вероятно, он будет посещать производства и институты, работающие на Китай, совместные производства военно-технической продукции и продуктов двойного назначения.


Фото испрльзуется в качестве иллюстрации
Павел Клименко
Энтони Альбанез. Фото: facebook.com/AlboMP