В течение двух дней после того, как главарь “Вагнера” Евгений Пригожин отменил свой неудавшийся мятеж, президент России Владимир Путин ничего не говорил публично. Столкнувшись с величайшим вызовом своей власти за 23 года и едва не став свидетелем того, как его страна погрузилась в гражданскую войну, многие ожидали, что президент ответит громко и яростно.
Издание CNN пишет, что вместо этого тишину первым нарушил его противник. В 11-минутном аудиообращении, опубликованном на его Telegram-канале, Пригожин заявил, что просто организовал акцию протеста, а не переворот, пытаясь “привлечь к ответственности” высшее военное руководство России за их “ошибки во время специальной военной операции”.
Когда Путин, наконец, снова обратился к нации в понедельник, он был удивительно мягок. В последний раз, когда его видели в субботу, он сказал нации, что мятеж Пригожина был “ударом в спину нашей страны и нашего народа”, и пообещал привлечь повстанцев к “ответственности”.
Теперь он поблагодарил повстанцев за то, что они приняли “правильное решение” остановить их наступление, и предложил им контракты с Минобороны России. Он также заявил, что “вооруженный мятеж все равно был бы подавлен”, не уточнив каким образом.
Сначала успокоить, потом наказать
За причудливые и хаотичные 36 часов Пригожин проехал 800 миль от границы с Украиной в сторону Москвы, захватил региональное военное командование, штурмовал большой город и заявил, что сбил военный вертолет. Многие ожидали, что ответ Путина будет быстрым и жестоким. В своем субботнем обращении он сказал, что “предательство” Вагнера было “предательством” их страны.
“Путин ценит лояльность превыше всего”, — сказал CNN Дмитрий Альперович, член Консультативного совета по внутренней безопасности. “Под ним можно красть, можно убивать, можно быть преступником. Но единственное, что ты не можешь делать, так это быть неверным”.
Учитывая это, явное нежелание Путина наказывать боевиков вызывало недоумение. Но, по словам Кирилла Шамиева, члена Европейского совета по международным отношениям, первоочередной задачей Путина будет “демилитаризация, разоружение и демобилизация группы Вагнера”, прежде чем применять какое-либо возможное наказание.
“На тактическом уровне важно немного усмирить, успокоить, дать некоторую надежду и пользу рядовым вагнеровским наемникам и высшему командованию, снизить их стимулы к действию”, — сказал Шамиев CNN.