6 октября 2024, воскресенье22:00

Общество

Прошу записать меня в “экстермисты” и “бендеровцы”

31 марта 2015, 10:17

Рискуя вызвать чье-то недовольство в связи с "демонстрацией незарегистрированной символики", воспроизвожу изображения бело-красно-белого флага и герба "Погоня" на почтовых марках Республики Беларусь.

Марки вполне легальные, сегодня их можно увидеть в официальном каталогеРеспубликанского унитарного предприятия почтовой связи “Белпочта”.

Для тех, кто подзабыл, напомню, что бело-красно-белый флаг и герб “Погоня” были установлены в качестве государственных символов Законами “О Государственном гербе Республики Беларусь” и “О Государственном флаге Республики Беларусь”, которые наш Верховный совет принял 19 сентября 1991 года.

Времени с тех пор прошло немало, многое в Минске поменялось. Не меняется только распространенный социальный тип: тетка с лицом свекольного цвета. С тротуара она наблюдает шествие с бело-красно-белыми флагами и всякий раз адресует его участникам энергичное пожелание:

– Расстрелять вас надо! В войну таких расстреливали!..

И добавляет какое-нибудь уничижительное определение. На закате советской эпохи в ходу был улично-просторечивый неологизм “экстермисты”. Не следовало думать, что экс-термисты – это рабочие термического цеха станкостроительного завода, которых уволили по каким-то причинам. Просто имела место недослышка. В столичные жэсы тогда приходили лекторы Минского горкома КПБ и пугали дворников и пенсионеров рассказами про “националистических экстремистов” и “молодежных неформалов”.

За прошедшие десятилетия ярлыки поменялись. В прошлом остались “экстермисты”, а сегодня тетка с лицом свекольного цвета выкрикивает:

– Бендеровцы!

Почему вдруг несколько тысяч жителей молдавского города Бендеры приехали в Минск и выступили под бело-красно-белыми флагами – то неведомо…

Впрочем, не меняется главное пожелание свекольной тетки:

– Расстрелять надо этих фашистов! В войну белорусские партизаны таких расстреливали!

А ведь может возникнуть вопрос, который только на первый взгляд кажется простым. Кого на самом деле убивали в бою и расстреливали после него белорусские советские партизаны?..

Пометка “Пойман в плен и расстрелян” на одном из трофейных удостоверений личности (Национальный архив Республики Беларусь. Фонд № 3500, опись № 1, дело № 21: Белорусский штаб партизанского движения. Секретный отдел. Солдатские книжки, удостоверения личности, паспорта, пропуска, свидетельства, продовольственные карточки и другие личные документы противника, захваченные партизанами Белоруссии).

В пионерском детстве я прочитал немало рассказов советских писателей про подвиги красноармейцев и партизан в годы Великой Отечественной войны. Боевые эпизоды, связанные с пленением (уничтожением) врага, заканчивались в этих рассказах традиционными словами “захваченные документы были переданы в штаб”. То есть существовал в отдалении некий сакрально-мудрый штаб, который был озабочен тем, чтобы ни одна бумажка из кармана фрица (полицая) не пропала.

В Национальном архиве Республики Беларусь я держал в руках множество немецких “зольдбухов” (солдатских книжек), а также личных документов всякого рода коллаборационистов. Не думаю, что они представляли большую ценность для разведотдела Белорусского штаба партизанского движения.

Сотрудники разведотдела БШПД зевали, когда видели очередной зольдбух…

…и карточки на табачные изделия:

“Вот хитрецы – наши партизаны! Присылают в штаб только те продовольственные карточки убитых фрицев, которые действительны на территории рейха. А которые для зоны оккупации – их себе оставляют”.

Впрочем, системно велись в разведотделе подборки личных документов всякого рода “изменников Родины”.

Вот, например, удостоверение Боевого союза националистов русского народа:

А также удостоверение военнослужащего 1-й Русской национальной бригады СС “Дружина”:

А также удостоверение русского казака на службе у немцев:

А также книжки военнослужащих Русской освободительной армии:

На фоне этого многообразного “русского мира” бедноватой выглядит подборка документов “гнюсных паслугачоў і здраднікаў” – белорусских коллаборационистов. Какая-то слабосильная “Беларуская народная самапомач”, которая в условиях оккупации пыталась перенять функции Красного Креста:

Какая-то убогая “Беларуская краёвая абарона”, в которую без разбора загоняли сельских дядек:

Но как же, могут спросить меня, всем известная фотография из фондов Bundesarchiv, на которой юнцы из “Саюза беларускай моладзі” в годы оккупации проходят с бело-красно-белым флагом на фоне Дома правительства в Минске?

Ну и что с того? А, скажем, юные русские эсэсовцы носили повязки цветов российского триколора:

Никчемные вещи авантюристы не берут. Вот, например, генерал Андрей Власов – довоенный командир 99-й стрелковой дивизии РККА, которую нарком обороны Тимошенко называл лучшей во всей Красной Армии, был кавалером ордена Ленина – высшей награды СССР. Перейдя к немцам, Власов в качестве эмблемы и флага РОА использовал флаг с Андреевским крестом, а также российский триколор. И что, только поэтому надо запретить орден Ленина, а также флаг российского флота и государственный триколор России?

Но обсуждать внутренние дела России не будем, а подумаем про наши. В 1989 году в печатном органе ЦК КПБ, Верховного совета и Совета министров БССР газете “Советская Белоруссия” я подготовил к публикации статью “Национальные символы: народ и история” (номера от 11 и 12 октября).

Автором статьи был историк с европейским именем, педагог, энциклопедист, общественный и политический деятель Михаил Александрович Ткачев. Вот некоторые его размышления:
 

Те, кто не соглашается с национальной символикой сегодня, в качестве доказательств приводят факты ее использования белорусскими коллаборационистами в прошедшей войне. Но виновата ли символика, если ее пытались использовать в своих антинародных целях те, у кого на руках была кровь соотечественников? Мы можем и должны только добавить к их преступлениям и это преступление-святотатство, осудить его и их, пытавшихся прикоснуться к этой исторической глыбе, завладеть ею и нажить на ней свой капитал Иуды. Но в чем вина национальной символики? Разве предатели испрашивали у народа права на глумление над его национальными святынями?..

Говоря о национальных символах, которые в силу ряда исторических причин попадали в руки предателей, врагов, палачей, мы должны осознавать, что символы ни в чем не виноваты. Равно как и другая символика – государственная и военная, – под которой в годы сталинской тирании были уничтожены десятки миллионов ни в чем не повинных советских людей.

Символы не виноваты. Когда мы защищаем их, нами руководит не национальная гордыня, а священная память о наших дорогих отцах, дедах и братьях, как правило, не вернувшихся домой с той Великой и проклятой войны, прошедших и подполье, и “партизанку”, и весь ратный путь Красной Армии. Для нас, выращенных полусиротами в послевоенных голодных землянках и нищих хатах, вспахавших с нашими дорогими матерями на себе поле трудной судьбы своей, они для нас олицетворяют правду и наш великий народ. А народ наш в ту лихую военную годину истории сохранил свои извечные духовные святыни, в полную меру проявил качества своего национального характера, которые за тысячелетнюю историю не изменились. Они для древней Белой Руси и Советской Белоруссии были, есть и останутся навсегда воплощенными в двух цветах – белом и красном. Белое – это знак добра, знак криничной воды, чистоты, благородного серебра, знак непокоренности. Белое – это душа белоруса. Красное – это знак животворящего огня, символ отваги и воинственности, храбрости, доблести и праведной крови, пролитой за Отечество. Красное – это горячее сердце белоруса.

Перейдем к дням настоящим. На публикуемом ниже снимке изображена церемония возложения венков к памятнику великому советскому полководцу Г. К. Жукову в одноименном сквере на улице Железнодорожной в Минске.

Приехавшие из России военизированные молодцы с гербовым флагом Российской империи участвуют в Минске в официальных мероприятиях. Военнослужащие роты почетного караула Вооруженных сил Республики Беларусь несут венок с черно-желто-белыми лентами.

Это считается нормальным. Белорусский ОМОН таких флагоносцев не задерживает.
 

Для справки. В Гражданской войне флаги бело-желто-черных цветов использовало Белое движение. Сохранились изображения барона Врангеля и его войск на фоне бело-желто-черных флагов. Говоря о современном использовании данного символа, историки отмечают, что большая часть сторонников флага в наши дни – “современные русские монархисты и почти все русские националисты (от умеренных до радикальных)”.

Да ради Бога, уважаемые россияне! Это ваша история и ваши внутренние дела – в границах Российской Федерации. Граждане иных государств не вправе тут делать оценочные суждения, поучать. Но как-то странно видеть бело-желто-черный флаг в современной Беларуси и в Украине. В августе 2014 года Олег Царев – председатель парламента самопровозглашенного “Союза Народных Республик”, в состав которого входят непризнанные ДНР и ЛНР, представил новый флаг “Новороссии” – бело-желто-черное полотнище. “Республика создана на землях, которые входили в Российскую империю, когда существовала царская Россия, и люди вышли на референдум за право быть присоединенными к русскому миру. По этой причине комиссия остановилась на варианте, который связан с флагом Российской империи”, – пояснил Царев.

А вот бело-красно-белый флаг на белорусской земле – это как-то подозрительно. Мешает очередной Новороссии?..

В связи с вышеизложенным прошу записать меня в “экстермисты” и “бендеровцы”.
 

 

Снимок носит иллюстративный характер / Фото из архива Медиа-Полесья
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Фото: zen.yandex.ru