– Я понимаю, что всё в стране нестабильно и не факт, что та пенсия будет, но ничего не делаю. Даже мыслей таких не было. Наверное, всё спускаю на авось. По привычке думаю, что обо всём позаботится государство. А о простом человеке думают обычно в последнюю очередь.
– Очень возмущает ситуация, когда человек всю жизнь платил налоги и часть денег отчислял себе на пенсию. И вдруг умер ещё до пенсионного возраста. А с реформой многие мужчины и не доживут. Куда эти деньги уходят? Если я пополняю полжизни свой сберегательный счёт в банке и вдруг умираю, то после смерти деньги получают родственники в качестве наследства. Думаю, и здесь должна быть такая система. А вообще, я считаю, что ничего «государственного» быть не должно. Пусть люди получают свои чистые зарплаты, а не общипанные и поклёванные налогами и выплатами в соцзащиту. Пусть сами распоряжаются деньгами. Какая у нас медицина в провинции, какое образование, какого качества изделия белорусских предприятий? У нас даже тротуары с наледью обработать не могут. Спохватились, когда всё растаяло. Люди должны брать всё в свои руки. Строить свой жизненный план. А то выходит, что за твой счёт наполеоновские планы реализуют другие.
– Вы знаете, я работаю на себя и очень плохо ориентируюсь в нынешних зарплатах, пенсиях, пенсионном возрасте. Мне это не грозит. Привык, что могу рассчитывать только на себя. Кажется, что предприниматели сталкиваются с другой стороной государства. Не созидающей, а зловещей. Исполкомы, налоговая, министерства… Сколько там равнодушных, некомпетентных людей! Тот факт, что ты создаёшь рабочие места, платишь огромные налоги, никого не волнует. Я многие годы живу с мыслью, что в любой момент могу получить обвинение в экономическом преступлении. А сейчас, если ещё красно-белым флажком помашешь, то всё… Деньги на пенсию уже в чулке. Надежды на эту власть никакой.
– В прошлом году получила первую пенсию в 370 рублей. Я начала плакать, когда увидела СМС. У меня внук просит конструктор, внучка – платье на НГ. А у меня нет денег. Дочь купила эти подарки и отдала мне. Так стыдно, что я всю жизнь работала, а теперь дочка мне помогает. У неё дети, кредит. Хочу разменять квартиру или продать, чтобы часть денег на жизнь осталась. Никогда не думала, что нужно планировать, как жить на пенсии. Оказалось, что это нужное дело.
– Я работаю врачом и зарабатываю те самые «по пятьсот». Двести я откладываю на учёбу ребёнку. На триста живём с дочкой в съёмной квартире в Бресте, помогаю здесь родителям. У меня нет свободных денег, чтобы подумать ещё и о пенсии. Я даже без своего жилья. Вообще, это страшно, когда нужно постоянно себя ущемлять и выбирать, куда эти несчастные деньги вложить. Можно вообще избавиться от такого явления как пенсия. Работали бы люди до гробовой доски и на мысли, в каком кошмаре мы живём, не было бы времени. К этому всё и идёт.
– Никогда не задумывался, что нужно откладывать на пенсию. Это даже как-то дико звучит для меня. То, что повышают возраст, правильно для страны, неправильно для человека. Пусть сначала медицину поднимут, чтобы люди дожили до той пенсии и выжили на ней.
– Я откладываю себе деньги на чёрный день. Наверное, это в каждой советской семье есть. Может быть, потрачу в старости. Хотя в нашей традиции скорее сжаться до минимума, чтобы вместиться в эти 300 рублей. И я такой буду. Людей научили жить бедно, учат, что тысяча – это много, постоянно тыкают носом в бедность из прошлого века. И это работает. А нужно ведь идти к большему, а не бежать от страхов…