1 ноября проект антиалкогольного указа должен быть передан на согласование в Совет министров, сообщил замначальника управления профилактики Главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Сергей Красуцкий.
— В мире не выработано более эффективных мер, кроме ограничения реализации алкоголя. В Беларуси пока сделано не все возможное. Сегодня алкоголь в сознании граждан приравнен к продукту питания: он продается наравне с хлебом, творогом и конфетами. Дети ходят мимо рядов алкоголя в магазинах и воспринимают его как нечто, само собой разумеющееся. Нельзя миновать алкогольный отдел, если пришел в гипермаркет за хлебом и молоком. Мы рождаем определенную культуру потребления, — считает специалист.
Он рассказал, что согласование проекта указа проходит непросто. Запрет на реализацию алкоголя с 22.00 до 9 утра появился в последней редакции. Кроме того, в магазинах площадью более 400 кв. метров алкоголь можно будет продавать только в специальных отделах. Запрет пока не касается небольших магазинов шаговой доступности, а также заправок.
— Это хотя бы минимальный, но первый шаг, чтобы принять данный документ. Если будет положительный эффект, мы сможем через некоторое время расширить запрет и на другие магазины, — объяснил компромиссное решение Сергей Красуцкий.
Специалист прокомментировал заявления торговых сетей, которые говорят об огромных потерях бюджета при введении ограничений по продаже алкоголя. По его данным, доходы государства от реализации спиртного в два раза меньше, чем то, что государство потом тратит на устранение последствий его употребления.
— Их единственный аргумент, что упадут доходы государства. Но упадут доходы этих торговых сетей, а расходы государства уменьшатся и, соответственно, в совокупности доход увеличится. Если мы не продадим ни одной бутылки спиртного, мы получим доход. Если будем продавать и дальше, будем нести только расходы, — пояснил Сергей Красуцкий.
— Мы не сторонники установления сухого закона и не призываем рубить с плеча. Мы за введение поэтапных мер. Но мы твердо убеждены, что спиртное — не продукт первой необходимости, без которого нельзя обойтись в повседневной жизни. Доходы торговых сетей не слишком упадут. Если человек придет в магазин, а алкоголя не будет, он купит что-нибудь другое. Если он вообще ничего не купит, он сэкономит и потратит эти деньги на одежду, улучшит свои жилищные условия, — добавил главный нарколог Минздрава Иван Коноразов.
Сергей Красуцкий заверил, что у МВД есть все механизмы, чтобы бороться с возможным всплеском нелегальной продажи алкоголя. Ведомство, по его словам, критических вызовов в связи с ограничением не предвидит. «Мы не позволим республике залиться нелегальным алкоголем», — заключил специалист.
Кроме того, специалист считает, что не следует ожидать и массового перемещения пьющего контингента из магазинов в бары, где отечественный алкоголь продается с минимальной наценкой.
— Предлагая ограничения, мы понимаем, что они касаются не рядового гражданина, у которого есть доход и статус. Чаще всего у него хранится спиртное в личном баре, и ему не надо ночью бежать и докупать бутылку плодово-ягодного вина. Ограничения по времени касаются, прежде всего, граждан определенного социального статуса, которые не пойдут в бар, где надо купить и закуску, и есть пусть и минимальная наценка. Кроме того, в барах не будут продавать дешевое вино, которое в магазинах в основном и покупают.
По статистике, потребление алкоголя за год в Беларуси составляет 11,14 литра, а согласно аналитическому отчету ВОЗ — 17,5 литра на душу населения старше 15 лет в год. По информации Минздрава, аналитический отчет ВОЗ содержит данные за 2008−2010 годы, а показатель 17,5 л включает в себя зарегистрированный и незарегистрированный алкоголь (суррогат и самогон).
По данным ВОЗ, потребление человеком более 8 литров несет угрозу не только его здоровью, но и ведет к деградации общества, снижению трудовой продуктивности и влияет на последующие поколения.