Я хочу рассказать всем о Роме. О символичности его жертвы. Образ Романа Бондаренко как героя наполнен благородством. И это абсолютно неслучайно.
Рома был моим учеником. Сначала на задней парте сидел скромный дружелюбный молодой человек, я ничего о нем не знал. Он выглядел как обычный живой парень, для Академии художеств это не совсем типично, там все пытаются подчеркнуть свою оригинальность. Но не Рома.
Я преподавал на их курсе одновременно два предмета – один интересный и нам всем там было хорошо, а другой скучно но нужно. Вы можете предпочитать первое, но Рома посещал занятия по обоим предметам. Как узнать потом, лейтматик человеческого достоинства, гордости в моем смысле наивной речи на лекциях, органично ответил в Романе. Для него самыми важными вещами в жизни были эти понятия.
Ничто не предвещало, что мы познакомимся ближе. Но Рома сделал дипломную работу на оперную тему и решил показать мне зная моё ханжество. Работа была про Ричарда Вагнера, тогда аккурат был двухсотлетний юбилей. Рома назвал это документальным и поэтическим фильмом. Смело выбрала небанальную тему. Я не побоялась нырнуть в глубину музыки и философии гения Вагнера.
А в тот самый год после окончания Академии Ромы вызвали в армию. У него и мысли не было ′′ косить “. И ′′ священный ′′ римский военный спецназ, где он оказался. О состоянии здоровья. Безупречно. Шутил, что здоровья ему хватит на пару человек, чтобы морально не сломался. Рома переживал за ребят, которых встретил во время звонка – сказал, что они совсем красивы, что не будут счастливы… Рома был очень отзывчив.
Рома не искал легких путей. Он всегда помогал всем – и не только тянуть холст на подрамниках своих одноклассников. Рома смело и самоотверженно предложил свою помощь в самых сложных ситуациях. Помню, как он пытался помочь девушке из Донбасса в Беларуси, которая лайкнула и которая столкнулась с большими бюрократическими трудностями…
Мы пока не знаем всех деталей и обстоятельств трагической гибели Ромы. Пока-пока. Но я уверен, что его рыцарская природа, природа защитника, мужество и мирность, были с ним до конца, и, возможно, причина смертельного, но героического финала.