В сравнении с октябрем, когда было зафиксировано 366 таких случаев, этот показатель вырос на 83,3%.
Правозащитники напомнили, что ноябре Александр Лукашенко подписал два указа о помиловании в общей сложности 63 человек, осужденных по политическим мотивам. Всего, по информации “Весны”, с июля этого года на основании помилования вышли на свободу 178 человек.
Согласно сведениям правозащитного центра, с 2020 года по меньшей мере 7.615 человек подверглось политически мотивированному уголовному преследованию, в отношении не менее 6.249 человек вынесены политически мотивированные приговоры.
Правозащитникам известно о 31 политическом заключенном с “критическим состоянием здоровья, не совместимым с содержанием в условиях лишения свободы”. За ноябрь сообщество признало политзаключенными 62 человека (в октябре — 35).
С 2020 года правозащитники “Весны” задокументировали свидетельства более 1.850 пострадавших от пыток и других видов запрещенного обращения.
В ноябре “Перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности”, пополнился четырьмя позициями. С 21 сентября 2021 года, когда было вынесено первое решение о наделении статусом “экстремистского формирования”, список расширился до 246 позиций.
В “Перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности”, за прошлый месяц внесено 120 человек, в том числе 37 женщин (в октябре — 118 и 38 соответственно).
За пять месяцев в Беларуси прошло шесть волн помилований политзаключенных.
Ранее белорусские демократические силы составили “гуманитарный список” политзаключенных, которые должны быть немедленно освобождены. Туда вошло 16 человек с ограниченными возможностями, 91 с тяжелыми заболеваниями, 65 пенсионеров, 10 человек с психическими расстройствами, 23 несовершеннолетних, а также не менее пяти семей, в которых в местах лишения свободы находятся оба родителя.
На 5 декабря белорусское правозащитное сообщество признает политзаключенными 1.289 человек. В действительности людей, подвергшихся репрессиям в той или иной форме, гораздо больше.
Власти отрицают наличие в Беларуси политзаключенных, ссылаясь на то, что в Уголовном кодексе нет “политических” статей. Вместе с тем десятки различных уголовных статей используются для преследования по политическим мотивам; тысячи людей, осужденных за участие в протестах, критику и проявление неприятия режима Лукашенко, заклеймены “экстремистами” и “террористами”.