Преображение имеет важный богословский смысл. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты в храме. Часто далёкие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая.
В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел к нам, то вместо винограда, который ещё не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу всё первое и лучшее.
За многовековую историю Яблочного Спаса народ собрал массу примет об этом прекрасном празднике. Вот некоторые из них:
– Какой Яблочный Спас, такой и январь будет.
– Какая погода на день Второго Спаса, такая будет и на Покрова;
– Если 19 августа сухой день, то и осень будет сухая, если мокрый – осень будет дождливой, а если на небе ни одного облачка – жди морозной зимы;
– Когда ешь первое яблочко, “что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется“.