По данным главного банка страны, прирост потребительских цен в марте составил 4,9% в годовом выражении при установленном на 2020 год целевом параметре не более 5%.
Ускорение годовой инфляции было обусловлено динамикой базовой инфляции, считают в Нацбанке. Годовые темпы увеличения регулируемых цен и тарифов сохранились на уровне предыдущего квартала, рост цен на плодоовощную продукцию замедлился.
«Высокая степень неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации в экономике в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки обусловила рост инфляционных ожиданий субъектов хозяйствования», — говорится в обзоре.
Экономическая активность замедлилась, сохранив при этом близкий к нейтральному характер по отношению к инфляционным процессам, отмечают аналитики регулятора. Монетарные условия, отражающие совокупное влияние процентных ставок и валютного курса на экономику, оставались нейтральными.
«На ускорение базовой инфляции в I квартале 2020 года повлияло прежде всего увеличение потребительского спроса на продукты питания с длительным сроком хранения, а также на отдельные товары первой необходимости. Оно было вызвано неопределенностью относительно будущей ситуации, связанной с введением многими странами ограничительных мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19», — поясняют экономисты Нацбанка.
Они отмечают, что последовавшее за ослаблением российского рубля (в условиях высокой доли Российской Федерации во внешней торговле товарами и услугами) снижение обменного курса национальной валюты способствовало росту девальвационных и инфляционных ожиданий в экономике.
Данные факторы в совокупности обусловили ускорение базовой инфляции в марте 2020 года до 4% в годовом выражении (3,5% в декабре 2019 года).
«На фоне возросшей неопределенности относительно дальнейших перспектив в экономике инфляционные ожидания предприятий в I квартале 2020 года увеличились. Разница ответов респондентов, ожидающих дальнейшего роста цен, и ответов респондентов, ожидающих дальнейшего снижения цен, (баланс ответов) составила 55,4% против 43,8% в декабре 2019 года. Инфляционные ожидания населения оставались высокими. По данным последнего опроса (февраль 2020 года), оценка ожидаемого населением в следующие 12 месяцев роста цен составила 11%», — констатируют аналитики Нацбанка.
Как свидетельствует проведенный БелаПАН анализ оперативных данных национальных органов статистики, Беларусь заняла второе место на территории бывшего СССР по росту потребительских цен в первом квартале 2020 года. За январь-март цены в стране увеличились на 2,74%. Первым оказался Узбекистан (2,8%).
Нацбанк и правительство рассчитывают, что по итогам 2020 года рост цен в Беларуси не превысит 5%, независимые экономисты прогнозируют увеличение цен на 8-12%.