Несмотря на либерализацию условий ведения бизнеса в Беларуси, простые акционеры субъектов хозяйствования, где есть доля государства, по-прежнему остаются полностью бесправными перед чиновниками.
Еще в далеком 1995 году бумажная фабрика “Альбертин” была акционирована и преобразована в ОАО “Слонимский картонно-бумажный завод Альбертин”. Акции предприятия были розданы работникам, которые и стали основными владельцами. Казалось бы, неплохая перспектива – быть владельцем акций предприятия-лидера отрасли и всю жизнь, помимо зарплаты, получать еще и дивиденды. Однако дивиденды выплачивались нерегулярно, а потом и вовсе прекратились на несколько лет.
В настоящее время основными собственниками завода являются 1610 граждан (93% акций) и 4 юридических лица (4,5%). Доля государства, которой распоряжается Гродненский облисполком, составляет всего 2,5%.
Между тем, несмотря на то, что доля государства в обществе весьма незначительна, оно, тем не менее, включено в перечень хозяйственных обществ, на приобретение акций которого облисполкомы имеют преимущественное право. Правда, этим вмешательство государства в дела фабрики не ограничилось.
Когда прекратились выплаты дивидендов, многие работники предприятия решили продать свои акции. Некоторые из держателей отдали предприятию всю свою жизнь и к тому времени уже были на пенсии. Кто-то хотел получить дополнительный доход, а кто-то просто не видел целесообразности держать ценные бумаги, которые больше не приносят дохода. Сначала никаких проблем с продажей акций не возникло, так как Гродненский облисполком отказался от реализации своего преимущественного права на покупку. Так в число акционеров и вошли некоторые белорусские бизнесмены. Однако в декабре 2015 года Департамент по ценным бумагам Министерства финансов неожиданно заблокировал все акции. Сделано это было по простому письму Комитета государственного контроля. КГК даже не стал утруждать себя вынесением какого-то правомерного документа, а просто обычным письмом попросил заблокировать акции. Именно попросил, не больше и не меньше, не объяснив даже причин: “В целях защиты интересов государства Комитет госконтроля просит заблокировать акции всех акционеров ОАО “Слонимский картонно-бумажный завод Альбертин”.
Несмотря на то, что просьба вовсе не является правовым основанием для действий, и что КГК вообще никак не объяснил эту просьбу, Департамент по ценным бумагам Минфина тут же взял под козырек и заблокировал акции предприятия. Получилась забавная ситуация: государство покупать акции не хочет, но и продавать не дает. Как собака на сене.
Конечно, большинство акционеров смиренно приняли такую заботу государства о простых акционерах как неизбежное. Но десятки, в том числе юридические лица возмутились и начали оспаривать решение Департамента в суде. Суды, несмотря на то, что Департамент и КГК никак не смогли объяснить причины блокировки акций, неизменно вставали на сторону государственных органов. И только 28 ноября 2017 года Верховный суд признал, что для блокировки акций не было никаких оснований и что законное право владельцев акций распоряжаться данными акциями подлежит восстановлению.
Казалось бы, справедливость восторжествовала, но не тут-то было. Несмотря на решение Верховного суда, которое вступило в силу сразу после оглашения, Департамент по ценным бумагам Минфина до сих пор его не выполнил и не снял блокировку с акций.
На сегодняшний день простой акционер не может ни продать, ни подарить свои акции. Многие задаются вопросом, можно ли будет хотя бы завещать свои акции детям. Но при существующей блокировке даже этого сделать нельзя. Вот и складывается ситуация, когда люди имеют имущество, за которое можно получить какие-то деньги, а получить их на деле невозможно.
Акционеры не теряют надежды добиться правды и ведут активную переписку с госорганами. Пишут и в КГК, который вообще отрицает факт выдачи какого-либо предписания Департаменту.
Министерство финансов, в структуру которого входит Департамент по ценным бумагам, вообще не дает четкого ответа на вопрос об исполнении судебного постановления. Сейчас акционеры даже и не знают, к кому еще можно обратиться с данным вопросом. Веры в силу закона у них почти не осталось.
Действия департамента по ценным бумагам Минфина и КГК еще можно было бы понять, если бы речь шла, например, о попытке рейдерского захвата предприятия путем массовой скупки акций. Но в том и дело, что чиновники даже объяснить не могут своих действий.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…
Автоматы, торгующие недоставленными посылками с AliExpress, в Европе пользуются спросом. Теперь приобрести чужой заказ можно…
Степан Постоялко ушел из жизни в возрасте 90 лет — без некрологов и почетного караула.…
Александр Лукашенко подписал указ, позволяющий работникам бюджетных организаций получать доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей.…
В Пинске и Пинском районе предприятия готовы предложить работу пенсионерам, людям предпенсионного возраста и инвалидам.…
Днем 21 ноября в Пинске произошел пожар в четырехквартирном доме на улице Черняховского. Работники МЧС…