Похоже, скоро свинина станет для белорусов настоящим деликатесом. За последние два месяца цены на нее подскочили практически в два раза! Если в марте килограмм филея на Комаровском рынке стоил 100 тысяч рублей, то сейчас - уже 180 тысяч.
Похоже, скоро свинина станет для белорусов настоящим деликатесом. За последние два месяца цены на нее подскочили практически в два раза! Если в марте килограмм филея на Комаровском рынке стоил 100 тысяч рублей, то сейчас – уже 180 тысяч. Парадокс, но покупать говядину теперь гораздо выгоднее: килограмм обойдется в среднем от 70 до 120 тысяч.
Но проблема не только в потяжелевших ценниках. Свинины как будто становится все меньше и меньше. На рынках пустует чуть ли не каждая вторая витрина, да и на остальных выбор невелик. В магазинах ситуация не лучше. В нескольких гастрономах в центре Минска свинины в продаже нет вообще! Там, где раньше лежало мясо, теперь только ветчины да колбасы.
– Свинину нам не привозили, – говорят продавцы.
В гипермаркете в спальном районе столицы свинина есть, но тоже немного. Филей здесь стоит 165 тысяч, шея – 161 тысячу, а грудинка – 76,5 тысячи. Чуть дешевле, чем на рынке, но позволить себе такое мясо все равно может далеко не каждый. «Комсомолка» изучила основные причины, по которым мясные прилавки опустели, а цены растут как на дрожжах.
|
Причина первая: эпидемия африканской чумы
Вспышку этого опасного заболевания в Беларуси зарегистрировали в июне прошлого года. Очаги инфекций были обнаружены сразу в трех областях – Гродненской, Брестской и Витебской. В итоге властям пришлось пойти на жесткие меры, чтобы не допустить распространения чумы. Всех хрюшек на свинокомплексах и подворьях в радиусе 20 километров от очагов АЧС, а также в специальных буферных зонах уничтожили. Кроме того, в прошлом году приняли новые санитарные правила, по которым заводить свинок не могут те, кто живет в пятикилометровой зоне от свинокомплексов. Специалисты говорят, что такое правило может сохраниться навсегда.
– По сравнению с прошлым годом поголовье сократилось практически на 20%, – рассказал «Комсомолке» директор одного из государственных мясокомбинатов. – Но спрос на свинину при этом не только не упал, но и продолжает расти. Вот, например, во время чемпионата мира мяса стали есть гораздо больше. В итоге потребность в свинине есть, но удовлетворить ее нечем. Отсюда и пустые прилавки, и растущие цены. Из-за дефицита мяса мы сейчас вообще не продаем его потушно, все идет на переработку.
Два месяца назад власти разрешили снова заводить свиней в буферных зонах. Правда, с ограничениями – не больше трех свиней. Более того, на территориях бывших буферных зон свиней можно держать только для личного употребления, а не для разведения. Теперь все желающие могут подать заявки в ветеринарные службы, чтобы те обследовали места содержания животных и провели дезинфекцию. Однако белорусы заводить свиней не спешат.
– У нас в районе всего 170 подворий от силы набралось желающих. До вспышки чумы люди держали около 5000 хрюшек, – рассказал «КП» главный ветеринарный врач Барановичского района Николай Покумейко. – Видите, люди отвыкли от свиней и не хотят заводить больше.
Причина вторая: ввозить свинину из ЕС и Украины нельзя
В качестве еще одной причины роста цен на свинину мясоперерабатывающие предприятия называют запрет на ввоз свинины из Евросоюза. Напомним, еще в феврале Беларусь приостановила поставки свинины из ЕС в связи с африканской чумой. В марте Россия запретила ввозить украинскую свинину на свою территорию. И Беларусь, как участник Таможенного союза, вынуждена была сделать то же самое. Больше всего от этих мер пострадали частные мясоперерабатывающие предприятия, закупавшиеся импортным мясом.
– У нас был очень большой процент мяса из ЕС. В связи с запретом мы сегодня испытываем острый дефицит свинины, – рассказал «КП» первый заместитель директора предприятия, которое является одним из крупнейших производителей мясных изделий в Беларуси. – Мы вынуждены искать свинину по всей Беларуси, так как мы не успели создать свои сырьевые зоны, как государственные предприятия. Так вот именно этот дефицит создает ажиотажный, просто истерический спрос на мясо. В связи с этим цена растет каждый день. И она уже заоблачная – от 55 до 75 тысяч за килограмм полутуши для нас. Мало того что это очень дорого, так ее еще нигде и не купишь.
По словам замдиректора, дефицит сырья связан еще и с тем, что белорусская свинина уходит в Россию, где импорт свинины из ЕС и Украины тоже запрещен. Страна-соседка также запретила ввоз свинины из ЕС и Украины. Из-за этого у них тоже огромная нехватка сырья.
– Они делают попытки завоза свинины из-за океана, но это очень долгая и дорогая процедура, – говорит представитель предприятия. – И у белорусов появилась возможность восполнить потребность российского рынка. Хочется ведь и на экспорт поработать, и валюту получить.
Правда, частным предприятиям от этого не легче. Начиная с февраля они перешли на сокращенную рабочую неделю: работают 3 – 4 дня вместо пяти. Кроме того, вынуждены повышать цены на свою продукцию.
– Но самое больное – это то, что мы теряем рынки Казахстана и России. И теряем из-за того, что не можем выполнить их заявки. И сейчас у нас идут убытки, а это значит, мы не можем платить налоги в бюджет. И я вам больше скажу: такая ситуация не только у нас. Я общаюсь с коллегами из других мясокомбинатов, и они говорят о нехватке сырья.
Причина третья: правительство отпустило цены
До недавних пор правительство регулировало отпускные цены – то есть определяло максимальную стоимость, по которой комбинаты могут продавать свинину в магазины. Килограмм I или II сорта должен был стоить максимум 31 920 рублей, а III сорта – 29 814 рублей. С начала апреля на этом этапе никаких ограничений больше нет. Продавцы видят причину резкого подорожания мяса именно в этом.
– Как цены отпустили, так для нас килограмм мяса подорожал на 30 тысяч! Конечно, на ценах для покупателей это тоже отражается, – говорят торговцы на рынке.
Тем не менее свинина по-прежнему считается социально значимым продуктом, а значит, на нее сохраняются предельные максимальные торговые надбавки. Это означает, что продавец не может взвинчивать цену как хочет – его ограничивает закон. Более того, во вторник Министерство экономики размер этих надбавок решило уменьшить, чтобы снизить цену на свинину. Теперь максимальная надбавка для полуфабрикатов из свинины составляет 16% вместо прежних 18%. Для покупателей в этом, конечно, плюс. А вот продавцам придется хуже: ведь из этих денег им нужно оплачивать и аренду торгового места, и растущие счета за электричество.
Причина четвертая: запрет забивать хрюшек дома
Уже больше года в стране действуют правила, по которым резать хрюшек у себя на подворьях нельзя. Сделать это можно только на скотобойне и, разумеется, не бесплатно. Многим предпринимателям, торгующим на рынках домашней свининой, пришлось закрыться.
– Сейчас у нас частников нет вообще. Только от комбинатов и заводов свинину продают, – указывают на пустующие ряды продавцы на Комаровке.
Принимаемся обзванивать частников. И правда, почти все, с кем нам удалось поговорить, либо больше не занимаются свининой вообще, либо держат гораздо меньше свинок, чем раньше. Дело в том, что нововведение по карману далеко не каждому.
– Вот у нас в Жлобинском районе (Гомельская область. – Ред.) нет вообще ни одной скотобойни, надо свиней возить в Рогачевский район. От моей хаты это где-то километров 30, – рассказывает житель деревни в Жлобинском районе. – И вот сначала нужно договориться, чтобы твою свинью забили, достать грузовую машину, чтобы живую свинью в Рогачев завезти, а потом назад. Нужен еще холодильник, а то на базар завтра утром везти, а тут такая жара. Куда я ее повешу? Одну свинью на бойне забить стоит 500 тысяч – это 50 долларов где-то. А с одной свиньи максимально можно 100 долларов получить. И половину этого, если не больше, сразу нужно отдать на бойне. Поэтому предпринимателям сейчас тяжело.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Витебск возят мясо из-под Минска, а в Гродно выстаиваются очереди
Мясные ряды на рынке в Витебске заметно поредели. Некоторые прилавки пустуют. Правда, те, что работают, стараются держать марку. Ассортимент свинины на рынке приличный. Цены, увы, тоже.
– В магазинах и того дороже будет, – убеждает продавщица и тут же сетует: – Эх, тяжело теперь, раньше в ту сторону еще пять прилавков стояло, и у всех очереди собирались, всё разбирали.
– А почему мяса так мало?
– Да нет его во всем районе, закупить негде, мы вот возим из Минского района. После чумы свиней-то всех побили.
А вот на брестском рынке уверены, что мясо уходит в столицу.
– Там всегда были цены выше. А сейчас вот этот чемпионат. Всех же нужно накормить. Читал, что болельщики уже больше 7 тонн шашлыков съели. Ничего, пройдут эти «олимпиады», все устаканится, – рассуждает продавец.
На гродненском рынке у магазина местного СПК теперь нередко выстраивается приличная очередь. Цены тут немного ниже. Мясо порублено не по качественному признаку, а на более традиционные куски и поэтому дешевле, чем на рыночных рядах. Среди торгующих идет разговор, что после чемпионата мира по хоккею ситуация может измениться в лучшую сторону – больше мяса станет поступать в провинцию.
В Могилеве в одном из крупных сетевых гипермаркетов наш корреспондент смог найти только один вид мяса – корейку по 93 650 рублей. Мясо неплохое, но на косточке и с толстым слоем жира.
– Тазобедренную часть завозили перед праздниками – стоила около 94 тысяч, полендвица тоже была – по 106 тысяч. Завозят мало сейчас, разбирают быстро, – объясняет продавец скудный ассортимент.
А вот на могилевском рынке проблемы не с ассортиментом, а с покупателями.
– Взлетели цены на мясо, теперь никто его брать не хочет, – сетует продавец. – Если вам очень надо, то уступлю немножко, тысяч 5 – 10.
А в Гомеле тем временем мяса достаточно, хоть и по подросшим ценам.
– И в магазинах, и на рынке мяса хватает. А то, что цены подросли, ничего страшного. Будем больше покупать курицу и рыбу, это даже полезней. Да и говядина осталась по прежним ценам, – говорит семья пенсионеров.
К слову, теперь некоторые частники торгуют свининой напрямую: забивают у себя дома, а потом продают в обход прилавков знакомым. На черном рынке кило свинины стоит 70 – 80 тысяч. Экономия, конечно, получается знатная, но незаконная.
Автор: Анна РЫБЧИНСКАЯ, Настасья ЗАНЬКО, Ольга КОМЯГИНА, Павел МИЦКЕВИЧ, Настасья ЗАНЬКО, Наталья ПАРТОЛИНА, Ксения САВЧЕНКОВА
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…